Вчера в во время совещания в администрации Пермского края замминистра транспорта Виктор Олерский заявил, что государство готово вернуться к планам строительства железной дороги от Перми до Мурманска - так называемого «Белкомура», сообщает rg.ru.
- В этом году все обсуждения по «Белкомуру» закончатся, - заявил Олерский. - Этот путь очень перспективен. Угольные компании в случае постройки этого пути сократят свои перевозки на 822 километра, а РЖД сможет экономить при этом немалые средства.
Пока все стопорится поиском инвесторов. Для возведения «Белкомура», необходимо привлечь 180 миллиардов рублей.
- Я сделал лично для себя оптимистичный вывод - грузовая база проекта есть, нужно сосредоточиться на качественных расчетах его окупаемости и выходить на комиссию Инвестфонда РФ, - отметил Виктор Олерский.
По данным высокопоставленного чиновника, на 13 миллионов тонн в год увеличится вывоз калийных удобрений, на 10 миллионов тонн вырастут перевозки угля. Все грузы, по словам Олерского, предназначены для Мурманского морского порта, «который сейчас реконструируется».
Лоббистом по сооружению Белкомура являются деловые круги республики Коми, которые пробивают получение гарантий РФ на всю сумму проекта на срок до 25 лет. Предполагаемый инвестор - ВЭБ. Заложенная в тариф инвестнадбавка будет источником для погашения кредита и процентов по нему.
Проект Белкомура, судя по вступлению Олерского, скорректирован, поскольку раньше он был сориентирован на порт Архангельск. В настоящее время «Белкомур» предполагает строительство спрямляющей магистрали меридионального типа Архангельск - Сыктывкар - Гайны - Соликамск (общей протяженностью железной дороги в 1252 километра), возведение в Архангельске глубоководного порта, а в более отдаленной перспективе,- включение «Белкомура» в транснациональную магистраль из Норвегии в Индию.
Если проект стартует, то можно ожидать обострения соперничества между Архангельской и Мурманскими областями за право переработки грузов «Белкомура». В любом случае от этого выиграет мурманский «Атомфлот», ледоколы которого потребуются для обеспечения навигации в будущем глубоководном порту Архангельск. Возможна также игра с портовыми тарифами.
04.02.11