Об этом сообщил на промчасе в Союзе рыбопромышленников в среду Николай Демяненко (фото 1), начальник отдела флота СРпС, вернувшийся с семинара, прошедшего в Москве по вопросу подготовки кадров.
Николай Дмитриевич рассказал, что Государственной морской академией имени адмирала С.О. Макарова подготовлен доклад, который там называют эффектом перевернутой пирамиды. Согласно анализу, итоги набора в вузы РФ показали, что более 100 институтов и университетов не смогли выполнить госзаказ по приему абитуриентов. Министр образования Фурсенко назвал проблемным морской транспорт. Конкурс в морские вузы состоялся только на отделение юриспруденции 2-2,5 человека на место. Введение ЕГЭ показало, что всего лишь 15% выпускников средних школ сдают выпускной экзамен по физике, а если ребята его не сдали, то не имеют права поступать в технические университеты.
«Академия имени адмирала Макарова видит выход в создании системы, в которой должны участвовать вузы, школы и предприятия, - говорил Николай Демяненко. - Работа должна проводится не только со старшими курсами, но и на более ранней стадии учебы. Россия сейчас стоит на первом месте среди 25 стран по показателю резкого сокращения рабочей силы в ближайшие 20 лет. Прогнозируется, что в 2030 году численность трудоспособного населения у нас сократится на 17 млн человек, это же подтвердил и Николай Патрушев. Сейчас в нашей стране - 32 млн трудоспособного населения».
Мировой промысловый флот получает кадровую подпитку из стран Юго-Восточной Азии. На Филиппинах, например, работают более 200 учебных заведений, и только три из них заслуживают внимания, прозвучало на совещании по проблемам подготовки кадров в Москве. Норвежцы, которые набирали филиппинских рыбаков, очень сильно разочарованы их подготовкой. Говорят, что обучение филиппинцев не заслуживает внимания.
«Макаровка» настаивает на более тесных связях учебных учреждений с бизнесом, и обращают внимание на то, чтобы была должным образом организована практика курсантов, - пояснил начальник отдела флота СРпС. - Хоть и имеется немало тренажеров в вузах, практика показывает, что работа в реальных условиях незаменима. Кроме того, в морских учебных учреждениях сокращается преподавательский состав, который не пополняется из числа моряков. В Морской Академии говорят о необходимости разработки концепции морского образования. В ближайшей перспективе - объединение Академии со всеми морскими вузами страны и создание Федерального морского университета. При этом 80% российских моряков уходят работать на суда загранплавания. В средней мореходке Мурманска есть недобор, и на этом фоне рыбопромышленники упорно не хотят брать курсантов на учебную практику. Это делают только крупные компании вроде МТФ. С моей точки зрения нужно ставить вопрос о создании на Северном бассейне научно-производственного судна, где курсанты могли бы проходить полноценную практику».
10.11.11