Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассматривает ряд жалоб от автодилеров на дистрибуторов автомобилей, ведет анализ рынка, по итогам которого планирует разослать дистрибуторам предупреждения об устранении нарушений, заявил журналистам глава управления по контролю в социальной сфере и торговле ФАС Тимофей Нижегородцев.
Он пояснил в кулуарах форума «Российская розничная торговля», организованного Институтом Адама Смита, что в будущем ФАС не исключает возбуждения антимонопольных дел в отношении дистрибуторов, а также может инициировать внесение поправок в закон о торговле для защиты автодилеров.
Тимофей Нижегородцев сказал, что ФАС считает, что в отношениях между автодилерами и дистрибуторами есть определенная проблема, вызванная тем, после того как кандидат в дилеры или юридическое лицо, которое хочет стать дилером, совершает инвестиции, которые предложил дистрибутор, а эти инвестиции составляют в районе $10 млн, в зависимости от марки, он уже эти инвестиции вернуть не может.
По его словам, дистрибутор приобретает над дилером «рыночную власть, потому что от него зависит объём поставок машин, запчастей». «Есть много моментов, манипулируя которыми дистрибутор может создать невыносимые условия дилеру», - считает Тимофей Нижегородцев.
При этом требования к дистрибуторам и принципы их работы непрозрачны, на рынке есть «колоссальное напряжение», и все это отражается на потребителе, в частности, на стоимости запчастей, техобслуживании, отметил представитель ФАС.
Тимофей Нижегородцев пояснил, что необходимо срочно заняться урегулированием этих отношений и сделать их прозрачными. Нужно, чтобы дистрибуторы раскрывали свою коммерческую политику, требования к отбору контрагентов, чтобы они разработали процедуру отбора контрагентов, установили сроки рассмотрения этих процедур, чтобы их совместная работа приводила к тому, чтобы на рынке не было психоза и не возникла полная зависимость дилера от дистрибутора.
«У нас есть много жалоб на эту тему, мы их рассматриваем, в рамках этих жалоб мы разрабатываем подходы к определению доминирующего положения автодистрибуторов. Сейчас заканчиваем анализ рынка, а потом разошлем все предупреждения, чтобы они устранили признаки нарушения. Если не сработает, то мы, конечно, будем возбуждать дела», - заявил чиновник.
Он пояснил, что предупреждение автодистрибуторам будут рассылаться не ранее, чем через месяц после того, как ФАС завершит анализ рынка.
В Евросоюзе отношения дилеров и дистрибуторов регулируются антимонопольным законодательством и директивой, аналогичной российскому закону о торговле. В РФ рынок регулируется законом о защите конкуренции, напомнил Тимофей Нижегородцев.
«Сейчас мы пытаемся эти линии напряжения регулировать путем применения норм 135 закона о защите конкуренции. Если у нас это не получится, то конечно будем говорить о подготовке поправок в закон об основах госрегулирования торговой деятельности», - заявил представитель ФАС.
Он заключил, что если суды подтвердят, что требований антимонопольного законодательства не хватает, ФАС может выйти в правительство с инициативой внесения поправок. Но это перспектива 2 лет, не меньше, добавил он, сообщает ИА «Финмаркет».