Вчера, в рамках Дней предпринимательства Мурманской области, в региональном бизнес-инкубаторе прошел круглый стол «Инвестиционный климат Мурманской области: практические шаги по его улучшению». Участие в заседании приняли главы муниципалитетов центра и юга Мурманской области, специалисты отделов экономического развития администраций городов, представители Минэкономразвития области, Северной ТПП, депутаты регионального парламента и Совета депутатов города Апатиты. Модераторами круглого стола выступили: Анатолий Глушков, президент СТПП и Дмитрий Пирогов, начальник отдела Минэкономразвития Мурманской области.
Михаил Антропов поинтересовался у Дмитрия Пирогова (фото 2): почему в Мурманской области до сих пор нет регионального закона об инвестиционном фонде в соответствии с федеральным законодательством?
Дмитрий Петрович пояснил, что сегодня разработан соответствующий проект регионального закона.
Анатолий Глушков (фото 3) напомнил о практике работы фондов венчурных инвестиций (венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. - Авт.). В Татарстане, например, таких фондов - три. Они созданы при участии федерального капитала. В Пензенской области фонд венчурного капитала создан давно.
«Два года назад я предлагал Наталье Олеговне (Портная, первый зам губернатора. - Авт.) создать фонд венчурного капитала, - рассказывал Анатолий Михайлович. - Она тогда заявила, что глава региона не поддержит. Для создания такого фонда никаких новых законов писать не надо».
Дмитрий Пирогов пояснил, что создание инвестиционного фонда региона - это одно из требований федеральной власти по улучшению инвестиционного климата. Стандарты разработаны Агентством стратегических инициатив, они включают в себя порядка 12 пунктов. В настоящий момент проходят апробацию в 6 регионах страны, и в конце апреля будет принята итоговая их редакция. Тема создания регионального инвестиционного фонда давно обсуждается в правительстве.
Представители муниципалитетов попросили не развивать дискуссию по непринципиальным вопросам, а перевести общение в более конкретное, можно даже сказать - прозаическое, русло. Правовая баз в регионе по инвестициям отработана, но она касается приоритетных, стратегических проектов. Инвесторам таких глобальных задач обещана административная и налоговая поддержка, а про других инвесторов ничего не говорится. Но в муниципальных образованиях, в основном, стратегических проектов нет, там - более мелкие проекты, говорила Елена Кислицына, начальник отдела экономического развития администрации Апатитов. Как будет осуществляться поддержка таких инвесторов? И что можно сделать в этом плане на уровне муниципальных образований? Кто потом компенсирует финансовые потери от налоговых послаблений дотационным муниципальным бюджетам?
Дмитрий Пирогов пояснил, что сейчас планка участия инвесторов в проектах существенно снижена, простимулированы будут и те, кто участвует не в очень больших проектах. Будет снижена пороговая сумма для приоритетных - до 100 млн рублей.
Анатолий Глушков: «А для стратегических - до 100 млрд рублей. Это вообще - чушь полная. Надо же исходить из важности проекта, а не из его стоимости».
Дмитрий Пирогов: «Здесь же идет речь только о налоговых льготах. Никто не отменяет льготы в части господдержки инвестдеятельности, где предусмотрено порядка 5 мер. Их получает любой инвестор, независимо от сумм, которые вкладывает в проект. Субсидирование процентной ставки по кредитам, возмещение расходов по договору лизинга, льготное налогообложение по земельным участкам, субсидирование по технологическим подключениям. По поводу налогообложения в муниципалитетах и возможности компенсаций выпадающих доходов - сейчас не готов ответить. Инвестор может обратиться в Минэкономразвития за преференциями. Но пока готовятся изменения в закон, никто ничего не получит».
Представители администрации Мончегорска вспомнили свой проект создания индустриального парка на бывшей производственной площадке КГМК (кстати, проект должен был завершиться в конце 2011 года, но - увы. - Авт.). Потенциальные резиденты спрашивают: какие льготы они будут иметь? Льгота по аренде земли ложится бременем на муниципальный бюджет, особенно, если участок - большой. А для привлечения региональных льгот нет оснований.
Анатолий Глушков пояснил, что все упирается в отсутствии регионального закона, который бы касался и муниципалитетов. «Инвестор же не придет в чистое поле. Ему нужно создать площадку, условия, - говорил Анатолий Михайлович. - И он должен видеть, что там работают люди, которые заинтересованы в проекте. А если там никого нет, то о чем разговор?»
Представители муниципалитетов сетовали, что в центральную Россию и на юг инвесторы приходят сами, потому что там удобная транспортная инфраструктура, работают заинтересованные люди, площадка для них «зачищена». А на Север инвестора приходится буквально затаскивать. И еще он жалуется, что много денег приходится тратить на фонд заработной платы - из необходимости выплачивать северные надбавки.
Анатолий Глушков обратил внимание на такую деталь: создать бизнес и зарегистрировать его - разные вещи. Зарегистрировать - это оформить бумаги. А создать - это оформить земельный участок, сделать технологическое подключение, и т.д. Он привел пример с известным мурманским предпринимателем Иваном Жадновым, который под свой проект больше 5 лет не мог добиться отвода земли. Когда эта канитель ему надоела, решил продать готовый проект.
Представители муниципалитетов говорили о том, что формирование земельных участков требует изъятия денег из муниципального бюджета, который на 70% - дотационный. Средства будут потрачены, и не факт, что инвестор сразу же за участком придет. А муниципалитету придется тратить нелишние деньги в ущерб той же социалке, капремонту многоквартирных домов. Уже несколько лет пишутся письма во все инстанции с просьбой - разработать механизм возмещения этих затрат. Кто возместит хотя бы частично затраты местного бюджета? - вопрошала периферия.
13.04.12