12:1028.01.10

Закон о торговле будет способствовать развитию конкуренции на рынке услуг розничной торговли

Закон о торговле будет способствовать развитию конкуренции на рынке услуг розничной торговли

С 1 февраля вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле), который направлен на упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Информационное агентство «Норд-Ньюс» попросило Ирину Попову, и.о. Руководителя регионального Управления ФАС России, прокомментировать некоторые положения нового федерального закона.

«Этот закон затрагивает интересы не только торговых сетей и производителей, но и всего населения. Он также направлен на развитие торговой деятельности в целом, так как создает условия для развития субъектов малого предпринимательства. А это в свою очередь способствует развитию конкуренции на рынке розничной торговли. Безусловно, важным остается вопрос методики расчета долей хозяйствующих субъектов. Как только соответствующий документ будет утвержден Федеральной антимонопольной службой, Мурманское УФАС приступит к исследованию регионального торгового рынка», - сообщила и.о. руководителя Управления Ирина Николаевна Попова.

Закон направлен на создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.

Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.

Так, частью 6 статьи 9 Закона о торговле участникам торговой деятельности запрещено включать в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора, иных видов вознаграждения.

В договор поставки продовольственных товаров законом также запрещается включать условия о совершении поставщиком действий или совершении услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки. Указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных методов, навязываемых торговыми сетями контрагентам и создающим дискриминационные условия доступа поставщиков продовольственных товаров на товарный рынок.

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющими поставки продовольственных товаров в торговые сети, устанавливаются обязанности по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

Часть 1 статьи 13 Закона о торговле содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов. При этом срок приведения условий договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу Закона о торговле составляет 180 дней со дня вступления в силу закона.

Также Законом о торговле (статья 14) устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности. Ограничения будут распространяться на торговые сети, доля которых превышает 25% в границах в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа. «Указанные ограничения создадут возможности для развития конъюнктуры рынка, развития торговых сетей по горизонтали. Реализация нормы будет способствовать обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг розничной торговли и созданию конкурентной среды на данном товарном рынке», - отметил начальник управления социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев.

С целью реализации данной нормы ФАС России разработала и направила на согласование в Минэкономразвития России проект Методики расчета долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, на рынке розничной торговли продовольственными товарами.

Кроме того, для предотвращения необоснованного препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, статьей 15 Закона о торговле установлены запреты на определенные действия органов власти и органов местного самоуправления.

«В настоящее время по аналогичным фактам ФАС России рассматривает ряд дел. Статья 15 Закона о торговле создает дополнительные возможности для защиты прав хозяйствующих субъектов от необоснованного давления со стороны органов власти и местного самоуправления», - подчеркнул Тимофей Нижегородцев.

ФАС России разработала предложения по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), направленные на обеспечение реализации и применения требований Закона о торговле и предусматривают меры ответственности за нарушение данных требований. После прохождения процедуры согласования ФАС России направит законопроект по внесению изменений в КоАП в Правительство Российской Федерации.

В целом ФАС России считает, что принятие и реализация Закона о торговле создаст возможности для обеспечения конкурентных условий для участников рынка, снижения цен и повышения качества обслуживания в сфере розничной продажи и производства продовольственных товаров.

 

Поделиться: