09:4702.02.10

Россия должна оставаться арктической морской державой, и не только за счет своего военного присутствия в Арктике

Россия должна оставаться арктической морской державой, и не только за счет своего военного присутствия в Арктике

Тематика многих мероприятий, проводимых в Мурманской области в последнее время, все больше ориентирована на освоение природных богатств арктического шельфа. Из последних достаточно вспомнить I Мурманский международный экономический форум и недавнюю конференцию в Тромсё. Озвученные там оценки и мнения носят неоднозначный характер.

Высказаться по не теряющей своей актуальности теме информационное агентство «Норд-Ньюс» попросило Сергея Жаворонкина, эксперта Баренцевоморского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF России).

- Даже мировой экономический кризис, во время которого резко сократилось потребление газа и нефти, не снизил интерес международных компаний и политических лидеров разных стран к вопросам освоения Арктики, транспортировки нефти и газа, - отметил Сергей Николаевич. - Но на встречах разного уровня больше говорят об огромных затратах при освоении богатств и технических проблемах при реализации грандиозных проектов, и меньше всего - об их экологической составляющей. Такого рода оценки пока находятся лишь в области общественных интересов.

Приведу несколько цифр, характеризующих масштаб проблем моря. Около 70% планеты покрыто водой. Биомасса всех морских обитателей, от водорослей до голубых китов, составляет 90% биомассы всех живых организмов планеты. По данным ООН, за последние 100 лет такие виды рыб, как тунец, марлин выловлены почти на 90%. Около 21 миллиона баррелей нефти ежегодно выливается в моря и океаны Земли, а синтетические отходы, сбрасываемые в крупные водоёмы, являются причиной гибели 1 миллиона морских птиц и около 100 тысяч морских млекопитающих в год.

Как ни банально звучит, но сегодня мы мало думаем о будущем Севера и Арктики. Зададимся вопросами: все ли виды работ можно производить на Севере на современном этапе развития технологий и техники? Каким образом делать оценку последствий нашей сегодняшней экономической деятельности в Арктике? Готовы ли мы сегодня к ликвидации негативных последствий от техногенной деятельности? В состоянии ли нести затраты по устранению негативного воздействия на природу? Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые сегодня надо найти ответы, основанные не на эмоциях, а на аргументированных научных расчетах и прогнозах.

Нельзя сказать, что мы совсем не думаем об этих проблемах, но, на мой взгляд, надо больше заниматься научными прогнозами, оценками перспектив развития Севера, как при различных сценариях развития мировой экономики, так и при изменениях климата. Россия, как и другие северные страны, может осуществлять хозяйственную деятельность на обширных морских пространствах, рассчитывая на нефть, газ и другие полезные ископаемые, находящиеся на дне Ледовитого океана. При этом настораживает то, что всё меньше и меньше в этих грандиозных планах по освоению природных богатств, почти не уделяется внимания освоению и приумножению рыбных ресурсов России. А ведь арктические моря являются не только сырьевыми кладовыми, но и кладовыми биоресурсов. Общеизвестно, что Баренцево море - это продуктивный рыбохозяйственный водоём международного значения. Регионы севера России и Норвегии издавна жили главным образом за счет использования биоресурсов этого моря. Следует отметить, что в настоящее время биоресурсы, добываемые в Баренцевом море, - экологически чистые, высокого качества - это, в основном, и определяет их цену на европейском и мировом рынках. Сохранятся ли эти качества в будущем, зависит от многих факторов и решений, принимаемых сегодня.

Предстоящая активизация хозяйственной деятельности в Баренцевом море требует новых подходов к прогнозам оценки всех её видов. При развитии нефтегазового сектора экономики будет развиваться и транспортировка нефти и газа по двум основным направлениям: трубопроводы и суда. Все это представляет дополнительные риски для экосистемы.

В настоящее время в России существует межведомственная конкуренция за использование ресурсов арктического шельфа, отсутствует централизованный подход к освоению. Но самое главное - нет научно обоснованных подходов для принятия федеральными органами власти управленческих решений. Как, впрочем, нет и государственного органа, ответственного за подготовку и исполнение стратегических задач. Риски при освоении ресурсов существуют как при добыче биоресурсов (перелов рыбы), так и при добыче и транспортировке углеводородов (разливы нефти, увеличение загрязненности морских вод).

Для управления хозяйственной деятельностью в арктических морях необходимо, прежде всего, предложить интегрированный подход к оценке возможных последствий такой деятельности. Наработки такого подхода есть. Всемирный Фонд дикой природы (WWF) с помощью экспертов Мурманского морского биологического института (ММБИ РАН) с 2005 года ведет работу по оценке интегральной уязвимости акватории Баренцева моря. Сегодня созданы специальные карты, определены участки моря, нуждающиеся в наибольшей защите. Выполнено районирование акватории западно-арктического шельфа по совместимости хозяйственной деятельности и сохранения биоресурсов.

В основу районирования положены два фундаментальных принципа конкурентности. Первый - это противоречие между промышленным использованием акватории и сохранением на этой акватории естественных условий среды и биоресурсов, включая показатели биоразнообразия (природная компонента конкуренции). Второй принцип - противоречие между добычей возобновляемых биоресурсов и всеми другими видами хозяйственной деятельности на акватории и в прибрежье (хозяйственная компонента).

В результате выделено 4 зоны совмещения, которым присвоены ранги: недопустимое совмещение, нежелательное совмещение, ограниченно допустимое совмещение, возможное совмещение. Это первые, но важные шаги в разработке подходов по оценке предстоящей деятельности и принятию управленческих решений в арктических морях.

Представляется целесообразным, используя опыт других стран, и, прежде всего, Норвегии, поэтапно разработать Комплексный план управления ресурсами российской части Баренцева моря. В дальнейшем может такой план интегрироваться с норвежским планом. В числе его первоочередных задач - разработка общих стандартов безопасности для деятельности нефтегазовой промышленности в Баренцевом море.

Говоря о комплексном подходе к управлению ресурсами Баренцевого моря, не следует забывать о мониторинге и готовности к принятию управленческих решений - в случае ухудшения сверх научно обоснованных параметров, как на уровне компаний, так и на государственном уровне.

Как показывает практика, уже сегодня ведущие морские державы начали пересматривать свою политику с учетом главной тенденции - глобального интегрального подхода к освоению ресурсов Мирового океана на принципах устойчивого развития. Этот подход позволяет преодолеть комплексные проблемы, сформированные ведомственными подходами, господствующими ранее. К сожалению, Россия в настоящее время еще не подключилась к данному процессу, что может привести к ее отставанию. И в этом случае нам будут рекомендованы уже готовые решения, которые могут не учитывать интересы российского государства. Но Россия должна оставаться арктической морской державой, и не только за счет своего военного присутствия в Арктике.

 

Поделиться: