08:4023.03.10

Снова наступают непростые времена для участников внешнеэкономической деятельности

Снова наступают непростые времена для участников внешнеэкономической деятельности

По Решению от 27.11.2009 № 17 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества  на уровне глав государств России, Белоруссии и Казахстана 1 июля 2010 года вступает в силу Таможенный кодекс таможенного союза.
Как отмечает на сайте ОАО «Мурманский морской торговый порт» Е. Коршунова, единая таможенная территория и единая система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, конечно же, создают основу для более свободного движения товаров внутри и через границы таможенного союза, но участники внешнеэкономической деятельности смогут реализовать свои права при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза в целях исполнения обязательств по внешнеэкономическим сделкам лишь при условии понимания основополагающих принципов Таможенного кодека таможенного союза, одним из которых является принцип резидентства.
«Да, правоприменительной практики пока нет, но сложность ситуации заключается в том, что введение в действие Таможенного кодекса таможенного союза не отменяет реализацию Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ, - пишет специалист торгового порта. - Одновременно, Федеральная таможенная служба России, пользуясь правом 402 статьи Таможенного кодекса РФ, создаёт специализированные таможенные органы с ограниченной компетенцией, определяя регион их деятельности без учёта интересов хозяйствующих субъектов. Как пример, Приказ ФТС № 1691 от 15.09.2009 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом», по сути, установивший запрет на получение разрешения на внутренний таможенный транзит в отношении ввозимых товаров. Очевидно, ФТС погорячился, и своим же решением отсрочил вступление в силу этого приказа с 01.03.2010 на 01.11.2010, но по сути это ничего не меняет. Например, в регион деятельности специализированного таможенного поста «Морской порт Мурманск» не входит припортовая железнодорожная станция Мурманск. На практике это означает, что прибывший на морском судне импортный товар может быть перегружен через порт Мурманск по договору перевалки на иной (железнодорожный или автомобильный) вид транспорта только после его полной таможенной очистки. В результате, получатель товаров, находящийся в другом регионе РФ, производит таможенное оформление прибывшего груза в порту Мурманск, что сопряжено с дополнительными расходами материального и временного характера, и выбора у участника ВЭД нет.
А ведь в числе основных задач Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ, заложено совершенствование системы таможенного оформления и таможенного контроля, заключающееся в деятельности таможенных органов по обеспечению пропуска товаров и транспортных средств с минимальными временными затратами без осуществления полного цикла таможенного оформления товаров, за исключением товаров, в отношении которых выявляются риски несоблюдения таможенного законодательства. Создаётся впечатление, что таможенная служба как система работает сама на себя, а участник ВЭД - это только средство для достижения цели системы, - всё спишется на кризис.
Итак, действующий Таможенный кодекс РФ утратит свою силу 1 июля 2010 года, а большинство статей Таможенного кодекса таможенного союза содержат отсылочные нормы на национальное законодательство государств - участников таможенного союза. Это означает, что будет принят Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации, в основу которого, очевидно, будет положено действующее таможенное законодательство со всеми его нормотворческими недостатками, ещё более трудноразрешимыми в рамках структуры таможенного союза, где единым постоянно действующим регулирующим органом является Комиссия таможенного союза.
Для участников внешнеэкономической деятельности снова наступают непростые времена, но, как сказал великий польский остроумец Станислав Ежи Лец, «все должны добраться до берега - ведь там ждут таможенники», а «тот, кто умер от восторга, пусть поостережётся воскресать».

Поделиться: