09:0916.04.10

Зарегистрированные на Кипре 27 рыбопромысловых судов, построенных в 1990-е годы под гарантии правительства России, переходят в российскую юрисдикцию

Зарегистрированные на Кипре 27 рыбопромысловых судов, построенных в 1990-е годы под гарантии правительства России, переходят в российскую юрисдикцию

Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Владимир Путин, сообщает «Взгляд». 
Теперь суда, которые больше года простояли на приколе, смогут вести промысел в исключительной экономической зоне РФ. Еще один вопрос, который предстоит решить, - реструктуризация задолженности по кредитам на их строительство.
Зарегистрированные на Кипре рыбопромысловые суда, построенные в 1990-е годы под госгарантии России, переходят под флаг РФ и смогут добывать морские биоресурсы в российских водах. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Владимир Путин.
Внешэкономбанку поручено выдать разрешение на переход судов от оффшорной компании Bering Trawlers Limited к российским «Сахалин Лизинг Флот», «Посейдон», «Водолей» и «Поронай». При этом Минфин, ВЭБ и Росрыболовство должны в месячный срок подготовить поправки в бюджет, связанные с реструктуризацией задолженности по кредитам на строительство судов.
У всей этой истории длинное прошлое. Рыбопромысловые суда, о которых идет речь, были построены в Испании в начале 1990-х годов.
Кредит на строительство (около 400 млн долларов) был выдан немецким банком KFW под российские гарантии. В 2001 году этот долг был выкуплен Внешэкономбанком. Суда были переданы во фрахт российским компаниям Камчатского края и Сахалинской области. Все это время заемщики (кипрские компании Bering Trawler Ltd и Okhodsk Fishing) и российские компании-фрахтователи (в частности, ООО «Камчатка-Восток») практически не осуществляли платежи.
В статусе судов ничего не менялось - как ходили под флагом России, так и продолжали ходить. Ситуация резко изменилась 1 января 2009 года, когда вступила в силу поправка в закон (ее Госдума приняла после заседания Госсовета в Астрахани в конце 2007 года под знаком борьбы с браконьерством), запрещающая рыбопромышленную деятельность в экономзоне РФ иностранным судам.
В конце прошлого года казалось, что решение проблемы найдено. Компаниям-фрахтователям была предложена схема реструктуризации долга перед Внешэкономбанком. После сверки задолженности стоявшие на приколе в портах на Камчатке и Сахалине суда должны были перейти под российский флаг и получить наконец возможность выходить на промысел.
Однако подписание документов, намеченное изначально на середину января, так и не состоялось. Ситуация накалилась до такой степени, что рыбаки одной из камчатских компаний объявили о голодовке в знак протеста.
Руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев тогда назвал отношение владельцев судов к государству и рыбакам «безалаберным». По его мнению, фрахтователи надеялись на то, что государство простит им долг. В результате суда простаивали, а рыбаки бездействовали, в то время как многие дальневосточные компании нуждались в рабочих руках.
В феврале в ситуацию вмешался Владимир Путин, поручив профильным ведомствам вернуть 27 судов в российскую юрисдикцию, чтобы они могли заниматься рыбодобычей в экономической зоне РФ.
Вначале владельцы судов должны оформить их в собственность России, после чего суда должны быть переоформлены в российскую юрисдикцию, то есть, внесены в соответствующие реестры Госкомрыболовства.
Ранее Путин неоднократно выражал недовольство тем, что российские судовладельцы ведут деятельность в России на судах, ходящих под «удобными флагами» иностранных государств. Помимо Кипра к ним относятся флаги Камбоджи, Коморских островов, Монголии и другие.
Таким образом, судовладельцы пытаются уйти в своих странах от налогообложения. В связи с этим глава правительства заявлял, что необходимо «создавать все условия для поэтапного перехода судов под российский флаг».

Поделиться: