17:0026.04.10

Российский союз промышленников и предпринимателей включился в работу по стабилизации российского рынка электроэнергетики

Российский союз промышленников и предпринимателей включился в работу по стабилизации российского рынка электроэнергетики

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) остается одной из наиболее значимых и эффективных площадок для обсуждения проблем бизнеса. Одна из наиболее острых проблем в сфере малого, среднего и крупного бизнеса нашей страны в целом и в Мурманской области в частности - стоимость электроэнергии для конечного потребителя - юридического лица.
Эта проблема обсуждалась неоднократно на всех уровнях власти, в частности, на совещании в Министерстве энергетики и ЖКХ Мурманской области, созванного по инициативе СПП МО, где предприниматели пытались прояснить, чем обоснован последний рост стоимости электроэнергии более чем на 50 процентов, что превышает уровень инфляции почти в 5 раз.
Предложения Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области были направлены в РСПП, часть из них сформулирована в виде позиции РСПП, текст которой редакция приводит ниже:
«Для бизнес-сообщества нашего региона считаем необходимым консолидироваться для решения этой непростой задачи - формирования цивилизованного рынка электроэнергии, в котором будет соблюдаться баланс интересов производителя и потребителя.
Позиция РСПП «О развитии долгосрочного рынка мощности: меры по привлечению инвестиций в электроэнергетику»
Изменения правил оптового рынка электроэнергии, связанные с определением порядка функционирования долгосрочного рынка мощности, явились предметом детального анализа членами РСПП.
Внимание к указанным изменениям обусловлено тем, что задача рынка мощности - обеспечение достаточного финансирования обновления генерирующего оборудования, а также исключение излишней нагрузки на потребителей.
В состав РСПП входят как представители производителей электроэнергии, так и крупнейших потребителей, и в процессе обсуждения предстоящих изменений значительное внимание было уделено поиску компромиссной позиции обеих сторон.
Несмотря на существенное отличие экономических интересов генерирующих компаний и потребителей электроэнергии, по ряду вопросов сформирована согласованная позиция, учет которой считаем необходимым при дальнейшем совершенствовании правил рынка мощности:
1. Необходимо предусмотреть меры по снижению резерва, поддерживаемого системой, что позволит избежать отбора, и соответственно, оплаты всеми потребителями излишнего объема генерирующих мощностей.
2. Считаем целесообразным предусмотреть возможность влияния потребителей на цены на мощность посредством заключения двусторонних долгосрочных договоров на поставку мощности на сопоставимые с ДПМ сроки (15 лет). Такие договоры обеспечат как снижение ценовых рисков промышленных предприятий, так и станут долгосрочной основой для исключения колебания цен на электроэнергию для населения.
Помимо указанных дополнений к правилам функционирования рынка мощности, считаем важным отметить, что в целях развития конкурентной среды в электроэнергетике необходимо решение ряда вопросов по обеспечению дальнейшего перехода отрасли от функционирования в режиме плановой экономики к рыночным принципам, необходимым для повышения конкурентоспособности экономики страны:
1. Преодоление локального дефицита генерирующих мощностей за счет снятия сетевых ограничений.
2. Снижение стоимости строительства новых мощностей до уровня, не превышающего аналогичные показатели для Европейских стран. Это необходимо для обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей.
Снижение себестоимости строительства генерирующих мощностей -важная стратегическая задача, реализация которой требует:
- предусмотреть меры, направленные на снижение себестоимости строительства новых мощностей (в том числе унификация и локализация производства энергетического оборудования, проведение обязательных конкурсных процедур в отношении всех этапов строительства, учитывающих долгосрочный характер их реализации);
- обеспечить снижение стоимости средств, привлекаемых в электроэнергетику (в том числе субсидирование процентных ставок).
3. Решение проблемы перекрестного субсидирования, суть которой заключается в том, что тарифы для промышленных потребителей на практике устанавливаются выше экономически обоснованного уровня. Недопущение существенного роста цен для населения при исключении перекрестного субсидирования возможно путем введения социальной нормы потребления электроэнергии.
Требует решения и проблема перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией при установлении тарифов для тепловых станций.
Одним из видов перекрестного субсидирования являются договоры «последней мили», предполагающие передачу сетей ОАО «ФСК ЕЭС», к которым присоединено энергетическое оборудование промышленного потребителя, в аренду сетевой компании, входящей в ОАО «Холдинг МРСК».
4. Повышение платежной дисциплины на оптовом и розничном рынках электроэнергии (по состоянию на март 2010 года задолженность на розничных рынках превышает 120 млрд.руб.).
5. Рыночное стимулирование мероприятий по повышению энергетической эффективности. Реализация многих мероприятий по повышению энергетической эффективности с экономической точки зрения не целесообразна из-за длительного срока окупаемости соответствующих проектов. Целесообразным представляется предусмотреть на оптовом рынке особый механизм ценообразования, стимулирующий реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности посредством более низкой цены покупки электрической энергии (мощности).
6. Снижение стоимости услуг сетевых компаний.
Значительную критику как со стороны потребителей, так и со стороны генерирующих компаний вызывает вопрос оплаты услуг сетевых компаний.
Высокая стоимость технологического присоединения приводит к увеличению и без того высокого уровня капитальных вложений как при строительстве энергетических объектов, так и промышленных предприятий, что в последующем существенно увеличивает стоимость электрической энергии для потребителей. Наиболее целесообразным решением данного вопроса является метод, когда генерирующие и промышленные предприятия обеспечивают финансирование мероприятий по строительству только собственных сетевых объектов. Все остальное строительство, связанное с модернизацией и обеспечением надежности ЕНЭС, оплачивается сетевыми компаниями за счет средств от оплаты сетевого тарифа (инвестиционной составляющей в тарифе) и за счет применяемой системы RAB.
Кроме того, в настоящее время нерешенным остается вопрос «последней мили», когда потребители оплачивают услуги, которые по факту не получают от сетевых компаний.
7. Пересмотр темпов ввода АЭС.
У большинства потребителей электроэнергии вызывает озабоченность вопрос определения доли оплаты электроэнергии (мощности), произведенной на АЭС.
Необходимо учесть, что строительство новых мощностей АЭС финансируется за счет бюджетных средств. Тарифы на мощность действующей АЭС в 3-4 раза выше тарифа на мощность тепловой генерации, а капитальные затраты на строительство нового блока доходят до 5 тыс. долларов за КВт. При этом данные мощности участвуют в рынке электроэнергии и мощности на приоритетной основе, их оплата распространяется на всех участников рынка и значительно увеличивает конечную стоимость электроэнергии. Исходя из вышеизложенного, вопрос увеличения объемов строительства мощностей АЭС требует отдельного рассмотрения с учетом мнения потребителей.
8. Снижение стоимости топлива.
На сегодняшний момент одним из основных факторов увеличения конечной цены для потребителей является рост цены на топливо.
Стоимость топлива в цене электроэнергии составляет около 70-75%. Тем не менее, в условиях переизбытка газа на рынке сохраняется динамика роста цены на газ около 25% в год, что автоматически приводит к росту стоимости вырабатываемой электроэнергии. Наиболее целесообразным механизмом снижения цен на газ является развитие биржевой торговли с обеспечением свободного доступа всех производителей газа к торгам.
Считаем, что только целенаправленная долгосрочная работа по развитию электроэнергетики в указанных направлениях позволит как обеспечить обновление энергетической инфраструктуры, так и сформировать условия для роста конкурентоспособного промышленного производства РФ».

Поделиться: