17:2701.06.10

Заседание Совета депутатов Мурманска 3 июня состоится, если губернатор к этой дате выскажет свою позицию

Заседание Совета депутатов Мурманска 3 июня состоится, если губернатор к этой дате выскажет свою позицию

«Совет депутатов будет рассматривать инициативу 11 депутатов только при наличии мнения губернатора - это требование федерального закона», - сказал на сегодняшней пресс-конференции председатель Мурманского горсовета Алексей Веллер.
Как ИА «Nord-news» уже писало, Алексей Борисович сегодня сообщил прессе о том, что 3 июня на внеочередном собрании Совета депутатов Мурманска будет рассматриваться вопрос об удалении мэра заполярной столицы в отставку. 
После этого заявления и краткой информации о предыстории грядущего события председатель Совета депутатов Мурманска ответил на вопросы журналистов.
- Минимально по закону вынести инициативу об удалении от должности главы муниципального образования на рассмотрение Совета депутатов имеет право не менее трети всего депутатского корпуса. Должно быть десять, у вас 11. Огласите, пожалуйста, весь список.
- Пожалуйста, это не является тайной. Обращение подписано: Мусатяном Андраником Владимировичем, Прямиковой Тамарой Ивановной, Сысоевым Андреем Ивановичем, Веллером Сергеем Борисовичем, Тананыкиным Степаном Александровичем, Либеровым Алексеем Семёновичем, Сорокиной Ольгой Борисовной, Бабенко Вадимом Александровичем, Оробием Александром Николаевичем, Климовой Антониной Леонидовной и Веллером Алексеем Борисовичем.
- Вы сказали, что инициативная группа требует удалить мэра от должности по девяти основаниям. Что это за основания?
- Документ сложный, он потом будет опубликован, я изложу его суть кратко. Инициативная группа депутатов считает, что не исполняются принципы 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», нормы Устава города Мурманска. Не организовано выполнение и контроль за ходом исполнения нормативных и правовых актов, разработанных Советом депутатов. В частности, не разработана Программа развития города, совершенствования и организации управления его жилищно-коммунальным комплексом и система расчётов в нём на период с 2010-2012 годов - в срок до 1 декабря 2009 года. Хотя было соответствующее решение горсовета, подписанное главой муниципального образования. Также не выполнено решение Совета об утверждении схемы санитарной очистки города и норм накопления отходов, по разработке и принятию правовых актов, регламентирующих вопросы учёта отходов и природопользователей, с учётом требования положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории Мурманска. Не выполняются требования ФЗ об отходах производства и потребления в части обращения организации деятельности в сфере обращения с отходами на территории города. Не выполняются требования 152-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - в части осуществления сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления. Не выполняются требования 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», в результате чего Мурманск потерял финансовую поддержку Фонда на 2010 год. (Как сказал вчера в Апатитах региональный министр энергетики и ЖКХ Геннадий Микичура, а ещё ранее на пятничном заседании правительства- губернатор Дмитрий Дмитриенко, эта помощь Мурманску зарезервирована. Окончательно вопрос с финансированием капремонта многоквартирных домов в заполярной столице в 2010 году планируется решить к 1 июля. - Авт.).
Не выполняются требования постановления правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» - в части проведения перерасчёта платы за поставленную тепловую энергию в многоквартирные жилые дома Мурманска за 2009 год. Не выполняются требования 184-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах регулирования тарифов в организациях коммунального комплекса и некоторые законодательные акты РФ». Первые 7 оснований позволили инициативной группе сделать вывод, что всё это привело к системному сбою в сфере управления и финансирования жилищно-коммунального комплекса, системы расчётов в нём, резко ухудшило санитарно-эпидемиологическую обстановку в городе Мурманске.
Следующие основания касаются управления муниципальным имуществом, в результате чего делается вывод, что не обеспечивается управление и распоряжение муниципальной собственностью. И, наконец, последнее основание - не организовано надлежащее исполнение решений Совета депутатов от 24 марта 2009 года, что привело к срыву сроков формирования контрольного органа города Мурманска - Контрольно-счётной палаты, входящей в структуру органов местного самоуправления. Не обеспечивается муниципальный финансовый контроль за исполнением бюджета города, соблюдение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города, отчёта о его исполнении, нарушены права Совета депутатов по осуществлению финансового контроля.
- Ваш прогноз: что будет в случае, если губернатор скажет: да? Или нет?
- Давайте подождём мнения губернатора.
- Предположим, Совет депутатов большинством голосов принял решение об удалении мэра в отставку. Что будет дальше?
- Как я уже сказал, Совет будет рассматривать этот вопрос с учётом мнения, высказанного губернатором Мурманской области. Когда глава региона примет решение по данному вопросу, я думаю, он доведёт его до СМИ. При наличии мнения губернатора горсовет приступит к рассмотрению вопроса об отставки мэра. Сергей Алексеевич Субботин вправе давать пояснения, высказывать свою точку зрения по тем основаниям, которые я вам кратко сейчас привёл. Именно для того, чтобы иметь возможность подготовиться, он и был уведомлен об этом своевременно. Любое обсуждение в Совете депутатов заканчивается принятием решения. Тот проект решения, который внесён инициативной группой, предполагает удаление действующего главы муниципального образования в отставку. Для того чтобы это решение вступило в силу, необходимо, чтобы за него проголосовало 20 и более депутатов - две третьи всего депутатского корпуса. Конституционное большинство.
- И сразу же после этого мэр удаляется в отставку?
- Немедленно. Если решение принято и подписывается председателем Совета депутатов, то он удаляется в отставку немедленно. Согласно Уставу Мурманска, временно исполнять обязанности главы муниципального образования будет его первый заместитель.
- Обжаловать это решение в суде нельзя?
- Можно.
- Значит, в перспективе Совет ожидают судебные тяжбы? Или - Вы как прогнозируете?
- Этот вопрос лучше, наверное, адресовать Сергею Алексеевичу, и сделать это после решения Совета депутатов. Мы сегодня не можем с уверенностью утверждать, что таковое решение будет принято. Давайте воздержимся от прогнозов, прогнозы - дело неблагодарное.
- На последнем заседании горсовета прозвучали слова о введении должности сити-менеджере. Как дальше будет в Мурманске: мэр будет выбираться или назначаться?
- Здесь существует много вариантов. Я могу изложить лишь факты. На заседании Совета депутатов 27 мая было принято решение и дано соответствующее поручение нормативной комиссии горсовета: проработать вопрос о переходе в Мурманске на другую политико-управленческую модель. Суть её в следующем: разделяются ветви власти - на политическую и хозяйственную. Политическая сосредоточивается в Совете депутатов Мурманска. Глава муниципального образования возглавляет горсовет, администрацию Мурманска - наёмный менеджер, который избирается по понятной, внятной, прозрачной процедуре. Существуют положения о конкурсе, имеются критерии, которым должен соответствовать соискатель. Создаётся специальная комиссия, куда входят представители, как Совета депутатов, так и делегаты от Мурманской областной думы - по предложению губернатора. Комиссия рассматривает поступившие заявления, объявляет кандидатов, в конечном итоге голосует Совет депутатов. С избранным сити-менджером заключается соответствующий контракт. Нормативная комиссия приступила к работе над этими поправками, они будут обсуждаться на заседаниях комиссий горсовета и обязательно будут опубликованы для обсуждения в официальном печатном издании - газете «Вечерний Мурманск», для всенародного обсуждения. Обязательно будут проведены публичные слушания для учёта мнения горожан. И только после этого Совет депутатов примет или отклонит разработанные поправки в Устав города. Если они будут приняты, то их должен зарегистрировать Минюст, послу чего они вступают в силу после опубликования.
- При этом Совет депутатов должен быть распущен?
- Нет. Поправки, внесённые в Госдуму 24 декабря 2009 года, предполагают, что при продолжении полномочий представительного органа власти, поправки, внесённые им в устав, могут войти в силу. Сегодня такая практика существует. Например, в многомиллионном Челябинске, где поправки об этом были внесены и вступили в законную силу.
- Если сити-менеджер не будет справляться со своими обязанностями, кто будет нести за это ответственность?
- Я думаю, что в этом случае будет значительно проще его поправить, нежели сейчас. Как минимум, три инстанции могут инициировать досрочное расторжение контракта с сити-менеджером: губернатор, глава муниципального образования - спикер горсовета. Не помню третьей инстанции. В этом - преимущество данной формы управления.
- Вы не ответили: кто несёт за сити-менеджера ответственность?
- Вы имеете в виду моральную?
- Процессуальную.
- За свою деятельность он в первую очередь будет нести ответственность сам и возглавляемая им администрация. А моральную ответственность - депутаты и члены комиссии, которые будут избирать сити-менеджера.
- У депутатов есть на примете кандидатуры сити-менджера?
- Конечно же, нет. Я не сомневаюсь, что из 400-тысячного населения Мурманска можно будет выбрать достойную кандидатуру. Законодательных решений по месту регистрации нет. Можно пригласить на этот пост голландца. В футболе это иногда давало хорошие плоды.
- Почему депутаты решили поменять модель управления?
- Беда в том, что когда глава муниципального образования совмещает свою должность с руководителем исполнительной ветви власти, то очень велик соблазн вместо хозяйственной работы заниматься политикой. И не может человек не заниматься политикой, когда он избирается всенародно. Вот тут-то и наступает конфликт между политической работой и хозяйственной. Вот если бы чётко развести понятия: политика один орган, хозяйство - другой. Для каждого органа должны быть определены рамки полномочий. Чем чётче будет проработан Устав Мурманска, чем меньше в него заложено подводных камней, тем в большей степени мы можем рассчитывать на то, что не возникнет никаких конфликтных ситуаций.
- Помнится, решение о выборе модели управления Мурманска было принято в 90-ые годы на всенародном референдуме. Вы считаете, что решения 20 депутатских голосов депутатского корпуса четвёртого созыва достаточно, чтобы её изменить?
- Я вас поправлю. Решение о форме управления городом принималось в 2005 году, предыдущим составом совета депутатов Мурманска, в соответствии с федеральным законодательством. Забудьте про 90-е годы. Тогда не существовало 131-ФЗ. Уже в 2005 году предыдущий состав горсовета, разрабатывая устав города, рассматривал возможность применения такой политической модели, о которой я сейчас рассказывал. Но в конечном итоге горсовет склонился к той модели, которая сегодня действует в Мурманске. С 2005 года Совет депутатов имеет право выбирать управленческую модель города, и оно уже существует в течение 5 лет.
- А что вы скажете мурманчанам, избравшим мэра, на вопрос: почему это горсовет решает за нас? Может, это решение действительно провести через референдум? Не боитесь ли Вы, что 3 июня бабушки выйдут на улицы Мурманска?
- Если бабушки не будут «подгреты», то никто никуда не выйдет. Вы хотите правду, так я её скажу. Если общественность раскачивают и стимулируют, тогда возникают стихийные, якобы, народные выступления. Я достаточно полно ответил на вопрос?
- Нет, недостаточно. Если мэра избирали всем городом, то и удалять надо всем городом. Что мы скажем нашим зрителям-читателям?
- Скажете, что закон допускает различные формы управления, и депутаты также избраны горожанами и тоже несут свою долю ответственности. Если на сегодняшний день подавляющее большинство депутатов склонится к мнению, что мэра нужно удалять в отставку, то они в полной мере осознают свою ответственность перед своими избирателями. Но сегодня закон даёт им такое право - отреагировать на негативные тенденции в развитии города. А населению, извините, очень сложно реализовать своё право и отреагировать на негативные тенденции. Может быть, именно поэтому закон даёт такое право представительному органу, который обладает большей объективной информацией, может прогнозировать то, что может произойти, если не вмешиваться в ситуацию. Все депутаты действуют абсолютно сознательно, когда принимают то или иное решение.
- Вы сказали, что заседание 3 июня состоится с учетом мнения губернатора. Значит, мнение должно быть высказано обязательно?
- Да.
- Так он уже высказал на прошлой неделе в прессе: мол, пусть разбираются сами.
- А вы что так торопитесь? Потерпите до сегодняшнего вечера, до завтра.
- Так мы и беспокоимся, чтобы пресс-служба губернатора не вызывала нас на ночь глядя, как это было неделю назад, чтобы выслушать некое заявление.

Поделиться: