16:2504.06.10

ГТРК «Мурман» о проблемах ЖКХ: непрофессионализм, заказ или…

ГТРК «Мурман» о проблемах ЖКХ:  непрофессионализм, заказ или…

Появление в эфире на канале ГТРК Мурман в четверг 3 июня 2010 г. сюжета об отсутствии квитанций за коммунальную услугу электроснабжения в Мурманске говорит о том, что, наконец, и этот «главный канал региона», как он сам себя позиционирует, «обнаружил» проблему, о которой уже месяца полтора как говорят все остальные СМИ в области.
Действительно, проблема, прямо связанная с известной непростой ситуацией в ЖКХ города, в разных форматах обсуждалась на телеканалах, в печатных СМИ, в интернет-изданиях и на форумах. Суть ее состоит в том, что с марта 2010 года в Мурманске, в одном из последних в регионе, отношения в сфере ЖКХ между исполнителями коммунальных услуг и поставщиками ресурсов начали выстраиваться, наконец, в соответствии с действующим законодательством, а не «по понятиям». В частности, энергосбытовые компании должны поставлять электроэнергию на границе многоквартирного дома по общедомовому счетчику исполнителям коммунальных услуг в лице управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК и др. Последние, в свою очередь, должны обеспечивать жителей коммунальной услугой электроснабжения, в которую входит как сама электроэнергия, так и обслуживание внутридомовых электрических сетей, проживающих в доме граждан.
Понятно, что счета, то бишь квитанции за электроэнергию, должны предъявлять гражданам исполнители коммунальных услуг. Вроде бы все ясно и просто, но обеспечить такой порядок работы стоило и стоит больших скоординированных усилий как органам власти, прежде всего, Правительства области, надзорным органам в лице Прокуратуры и Государственной Жилищной Инспекции, так и поставщикам ресурсов, биллинговым организациям и добросовестным управляющим компаниям. Там есть объективные трудности: невозможность для исполнителей коммунальных услуг ясно и понятно для жителей включить затраты на биллинг (проведение сложных расчетов по начислению платы за электроэнергию и выставление квитанций) в стоимость своих услуг, ведь стоимость электроэнергии и на входе в дом, и на входе в каждую квартиру регулируется и является одинаковой.
Кроме того, ИКУ не имеют сегодня необходимых для ведения расчетов баз данных, программ, оборудования и квалифицированного персонала, а потому вынуждены обращаться к сторонним организациям, в частности, к сбытовым компаниям, которые как раз такими технологиями обладают. Но в то же время именно такой порядок работы обеспечивает рыночные стимулы и цивилизованную конкурентную среду в работе как самих управляющих компаний, так и организаций, занимающихся поставками электроэнергии и биллингом. Планомерная работа в этом направлении дает свои плоды: на сегодня более 60% лицевых счетов Мурманска обслуживается в соответствии с законодательством, и эта цифра растет. Передовиками являются, несомненно, Ленинский округ - в зоне работы крупной компании «Севжилсервис», Первомайский округ - в зоне деятельности МУ ЖСК, и многие другие исполнители коммунальных услуг, включая ТСЖ и ЖСК. Всего около 50 организаций, управляющих жилым фондом, перешли на нормальный, законный путь работы. Жители обслуживаемых ими домов, хотя и с задержкой, связанной с организационно-техническими трудностями, начали получать квитанции за потребленную электроэнергию. Но есть и аутсайдеры этого процесса, и в их числе, как ни странно, крупная управляющая компания, контрольный пакет в которой принадлежит Мурманской мэрии - небезызвестное ОАО «Жилцентр».
Именно эта компания и ее руководитель стали «главными героями» (в прямом смысле) сюжета вечернего эфира ГТРК Мурман от 3 июня 2010 г. Еще более странно, что сентенции г-на Казаченко, выступившего в качестве обличителя нехороших энергетиков, пытающихся заставить бедные и несчастные управляющие компании выполнять свои обязанности в соответствии с законом, нашли живой отклик и сочувствие у молодой девушки - Елены Горячёвой, корреспондента ГТРК - в ее комментариях. Не смутило очаровательного корреспондента и заявление не менее очаровательного прокурорского работника, рассказавшего о том, что нерадивым исполнителям коммунальных услуг, таким как УК «Жилцентр», уже были выданы соответствующие предостережения о недопустимости нарушения законодательства. Г-жа Горячёва, путаясь в понятиях и действующих лицах, продолжала с упорством, достойным лучшего применения, обличать КЭС, КРЭС, гарантирующего поставщика и прочих в незаконном взимании дополнительной платы за «квитки» за электроэнергию, как они почему-то назывались в сюжете.
Что стоит за этим тенденциозным сюжетом, вдруг появившемся на государственном телеканале, который почему-то не очень охотно вникает в темы ЖКХ в последнее время, если только сюжеты не являются платными? Непрофессионализм молодой журналистки, не разобравшейся в теме? Оплаченный заказ со стороны УК, не желающих вставать на путь нормальных цивилизованных отношений на рынке ЖКХ и продолжающих считать себя управляющими только в тех сферах ЖКХ, которые им выгодны? Или это последствия конфликтной ситуации между группой компаний КРЭС-Альянс и ГТРК Мурман по поводу неисполнения последней своих обязательств по освещению международной конференции в Саарисельке в марте 2010 г. и соответственной неоплаты КРЭС-Альянсом выставленных счетов?
Сказать определенно трудно. Ясно одно: государственная телерадиокомпания, существующая на средства налогоплательщиков, должна проводить более взвешенную и ответственную политику в эфире. А пока юридические службы КРЭС-Альянс внимательно изучают вчерашний сюжет на предмет возможного судебного разбирательства.

Поделиться: