16:5209.06.10

Мурманск проигрывает Архангельску в борьбе за звание столицы Северного морского пути?

Мурманск проигрывает Архангельску в борьбе за звание столицы Северного морского пути?

На днях в Москве прошла международная конференция «Северный морской путь (СМП): стратегия возрождения». Подобных мероприятий в столице проходит немало, но когда их массово посещают высшие чины правительства, это о чем-то, да говорит. С развернутыми докладами на конференции выступили и министр транспорта РФ Игорь Левитин, и глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, и другие правительственные и думские функционеры. После конференции стало ясно, что власти всерьез берутся за возрождение СМП - проекта, который уходит корнями еще в сталинский Советский Союз и который после крушения СССР развиваться практически перестал.

Как сообщает www.expert.ru, Игорь Левитин, отметил возрастающую роль Арктики в глобальной политике и экономике, сказал, что предстоящее освоение нефтегазового потенциала Арктического континентального шельфа невозможно без реанимации транспортной магистрали. Не секрет, что в Арктике разрабатывается несколько огромных месторождений нефти и газа, крупнейшее из которых - Штокмановское.
По словам министра, в сентябре «Совкомфлот» осуществит экспериментальный рейс крупнотоннажного танкера с газовым конденсатом из порта Витино (Мурманская область) в порты Юго-Восточной Азии в сопровождении атомного ледокола. Выигрыш времени по сравнению со всеми другими маршрутами составит как минимум неделю. Эксперимент, по замыслу Левитина, должен показать судовладельцам экономические преимущества Севморпути по сравнению с южным направлением - через Индийский океан, который из-за пиратских нападений стал небезопасным.
Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев в своем выступлении отметил, что в Арктике сосредоточена половина запасов российского газа и 90% углеводородов. Он напомнил, что 23 апреля принят в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ», внесенный в нижнюю палату парламента правительством. Законопроект предоставляет Росморречфлоту полномочия по ледокольному обеспечению мореплавания, в том числе по трассам СМП, и разрешает эксплуатацию на арктических трассах ледоколов только под российским флагом. Воссоздание СМП поможет, убежден Шишкарев, и развитию портовой инфраструктуры. Речь идет в первую очередь о проекте Мурманского транспортного узла, поддержанном на федеральном уровне. Маршрут Нью-Йорк - Мурманск - Шанхай составит 17 тыс. км, что позволит существенно сократить затраты и время на грузоперевозку, добавил глава думского комитета.
О  важности возрождения СМП недавно высказался и спикер Госдумы глава высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов. Он прилетел в Архангельск и заявил, что партия берет этот проект под контроль и что «трасса из Европы в Азию через российский Север в два раза короче, чем через Суэцкий канал». «Значит, есть большая экономия топлива при перемещении судов по этой трассе, - продолжил Грызлов. - Думаю, для Азиатско-Тихоокеанского региона это очень существенно. Считаю, что этот вопрос обязательно попадет в повестку дня сессии АТЭС, которая будет проведена в 2012 году во Владивостоке».
В ведомстве Игоря Левитина утверждают, что планируется создать аварийно-спасательные системы и небольшие опорные порты, где можно будет подремонтировать судно после столкновения со льдами и продолжить дальнейший путь. «Понятно, что в проекте СМП должны быть задействованы многие отрасли, - отметил Борис Грызлов. - Это и ледокольный флот, и танкерный с усиленными корпусами, и флот, перевозящий сжиженные газы (технология осваивается на  «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге). Это, безусловно, и обеспечение энергоустановками портов, находящихся на трассе СМП, и связь, и обеспечение пунктов МЧС вертолетами, которые в случае необходимости должны вылетать на суда, которые движутся по СМП». По утверждению Грызлова, уже приняты решения об организации на трассе десяти баз МЧС, о развитии в этой зоне спутниковой связи, инфраструктурных объектов и энергетики.
Отдельный вопрос - какому городу отдать статус столицы СМП? Министр транспорта на конференции сообщил, что в рамках его ведомства будет воссоздана администрация СМП - организация, осуществляющая контроль за судоходством, проводкой судов и гидрографическим обеспечением. Администрация СМП, по словам Левитина, получит статус отдельного управления в Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Однако юридическое лицо администрации СМП должно быть где-то зарегистрировано, и вряд ли это будет столица.
Губернатор Архангельской области Илья Михальчук выступил на конференции сразу вслед за министром. «Возрождение Севморпути позволит укрепить позиции России на Севере, - отметил губернатор. - Это самый короткий путь, связывающий северные территории с Дальним Востоком, Японией, Китаем. При перевозке грузов из Архангельска на Дальний Восток через Суэцкий канал транспортное плечо составит 23 тысяч км, а Севморпутем - 7 тысяч. Строительство магистрали позволит увеличить объемы доступной лесосеки в Архангельской области на 14 млн кубометров в год». Михальчук призвал разработать федеральный закон «О Северном морском пути», доработать правила плавания по этой магистрали, согласовав документ со всеми приарктическими регионами, и разработать федеральную целевую программу возрождения СМП, сообщает Алексей Клепиков, автор «Эксперт-Online».
О том, что борьба Архангельска с Мурманском за звание столицы СМП завершилась не в пользу нашего города, свидетельствуют и заявления Бориса Грызлова пару дней спустя. «Мы считаем, что столицей СМП должен быть Архангельск, - сказал спикер во время визита в этот город. - Именно отсюда начинался СМП. Думаю, это важно и принципиально, потому что именно тот субъект РФ, где будет размещено юридическое лицо, обеспечивающее СМП, будет им заниматься. Архангельск этим и занимается реально, инициативная группа разрабатывает достаточно подробно весь этот проект».

 

Поделиться: