15:3122.06.10

В Мурманской областной думе обсуждали вопрос создания комплексного плана управления ресурсами в арктической зоне

В Мурманской областной думе обсуждали вопрос создания комплексного плана управления ресурсами в арктической зоне

Сегодня в Мурманской областной думе по инициативе депутатов и Всемирного фонда дикой природы с участием представителей различных, в том числе отраслевых организаций, состоялся «круглый стол», на котором рассматривались основные подходы к реализации всех проектов в арктическом регионе.
Заместитель председателя регионального парламента Лариса Александрова обозначила главную тему и предполагаемый конечный результат работы «круглого стола»: разработать ключевые позиции комплексного плана управления ресурсами арктического региона. По её словам, стратегии, разрабатываемые в отношении Арктики, помогут создать новый подход к эффективному развитию приарктических территорий. «Важно не просто эффективно, рационально использовать ресурсы Арктики, но и сохранить уникальность окружающей среды, - сказала Лариса Александрова. - Под рациональным природопользованием в данном случае следует понимать три важных аспекта. Во-первых, потребление возобновляемых ресурсов не должно происходить быстрее, чем их естественное восстановление. Во-вторых, потребление невозобновляемых ресурсов не может происходить быстрее, чем разработка земель, способных в равной степени заменить используемый ресурс. В-третьих, объёмы и интенсивность загрязнения окружающей среды должны соотносится со временем поглощения и переработкой окружающей средой всех вредных веществ. Этот достаточно простой комплекс мер, принимая которые, можно избавить страну от многих экономических и экологических проблем».
Как отметила Лариса Александрова, по какой-то причине сегодня формирование комплексной отраслевой стратегии не является основой политики правительства Российской Федерации. Проводить свою национальную политику в мировом океане представляется более чем целесообразным. 16 июня об этом говорил и председатель Совета Федераций Сергей Миронов. По его словам, пассивность и затяжное бездействие в вопросах усиления присутствия России в Арктике и в вопросе разработки необходимых стратегий ухудшают сегодняшние и, особенно, долгосрочные стратегические позиции нашего государства в этом регионе.
В России отсутствует чёткая политика в управлении этими территориями: значительное число различного рода концепций, доктрин, основ государственной политики носят отраслевой характер и никак не связаны между собой. По проблемам российской Арктики нет ни одного федерального закона, в целом виде выдающего правовое обеспечение её развития на уровне страны и международном плане.
Как отметила Лариса Александрова, у России в Арктике много интересов: и военные, и социально-экономические, и научные, и информационно-технологические - за все эти интересы страна должна бороться, должна их отстаивать. «Особенно остро поднимаются экологические и военные интересы, - рассказывает Лариса Сергеевна. - Население должно быть уверенно, что государство и промышленники предпримут все меры для обеспечения их всесторонней безопасности».
По общему мнению участников «круглого стола», для эффективной разработки комплексного плана управления ресурсами важно выявить на каком этапе находится наука и законодательство. План должен регулировать все взаимодействия в аквазоне и, самое главное, воздействие на неё со стороны человека и промышленности. Как с военной, так и с экологической точки зрения будет целесообразным создать особо охраняемые территории. «Если Россия сама не разработает такой план, не выработает национальную политическую стратегию в отношении Арктики, то другие государства, заинтересованные в ней не меньше нас, просто навяжут нам свои концепции, которые далеко невсегда будут учитывать российские интересы в этой зоне», - отметила заместитель главы регионального парламента.
Подводя итог своему выступлению, Лариса Александрова объяснила интерес и необходимость участия Мурманской областной думы в разработке подобного плана. Дело в том, что Баренцево море - федеральный объект, зона ответственности федеральных властей, а не региональных, поэтому все разрабатываемые проекты и законы не всегда соотносятся с прямыми интересами жителей нашего региона. Именно здесь особая роль отводится областной думе, которая корректирует федеральные законы, предлагает свои поправки. В ситуации, когда государство отдельно, область отдельно - никакого развития быть не может.
Депутат областной думы Василий Калайда после выступления Ларисы Александровой отметил, что за 15 лет его работы в думе он ни разу не видел, чтобы региональным законодателям приходили какие-то документы, касающиеся вопросов экологии. А если таковые и приходили, то крайне редко и с очень скудным содержанием.
Прояснить эту ситуацию взялся Игорь Чернышенко, депутат Госдумы. По его словам, отказ от ранее существовавшего в Государственной Думе отдельного комитета по экологии был огромным шагом назад. Раньше был вполне ясный конкретный орган, который отвечал за все экологические вопросы и работал с соответствующими документами. Теперь вопросами экологии ведает комитет, в зоне компетентности которого также находятся вопросы нефти, газа, леса и прочих природных и около природных аспектов. «Экологии там уделяется крайне мало внимания, - поясняет Игорь Чернышев, - потому и документация готовится не самым подобающим образом, если вообще готовится».
Соглашаясь со словами Ларисы Александровой и Сергея Миронова, Игорь Константинович сказал, что основная проблема заключается в национальной политики в Арктической зоне, точнее в её отсутствие. «США и Норвегия уже заявили об усилении присутствия в Арктике, в том числе речь идёт и о военном присутствии, - говорит Игорь Чернышенко. - В странах Запада активно поднимаются вопросы о переводе Северного морского пути из национального подчинения в интернациональное. Особенно актуальным этот вопрос стал в период рассмотрения прогнозов о потеплении климата. Всё это может сильно ударить по безопасности государства».
Негодование Василия Калайды вызвала ещё одна ситуация. Один из обитателей северных морей - гренландский белёк - некоторую часть времени живёт и кормится в акватории Баренцева моря. Как отмечают ученые, за год они съедают около 1,5 млн тонн рыбы, однако потом уплывают в норвежские воды. В России убой белька запрещён, зато в Норвегии этим промыслом не брезгуют. Вот и получается, что соседи из Королевства вылавливают вскормленного в российских водах гренландского белька, получают прибыль, а мы имеем убытки в рыбопромысле. Василий Калайда обратил внимание участников «круглого стола» на необходимость комплексного подхода в разработке планов освоения Арктики, на необходимость защиты интересов наших рыбаков.
Представитель Союза рыбопромышленников Мурманской области поспешил внести ясность в этот вопрос, пояснив, что в водах Баренцева моря обитают два вида белька: западный и восточный. Восточный и кормится нашей рыбой. А вот наши соседи промышляют своего - западного белька, поэтому ущерб в этом случае наносится не государству, а рыбакам, и не норвежцами, а самим государством. Жаль, что государство у нас сегодня слишком далеко от рыбаков.

Поделиться: