15:2129.06.10

Основные варианты развития порта Мурманска связаны с западным берегом Кольского залива

Основные варианты развития порта Мурманска связаны с западным берегом Кольского залива

На сегодняшнем семинаре для региональных политиков Мурманской области и финской провинции Лапландия по теме «Сотрудничество между Мурманской областью и провинцией Лапландия: состояние и перспективы», о котором ИА «Nord-news» уже сообщало, начальник отдела развития инфраструктуры Министерства транспорта и связи Мурманской области Виталий Осин (фото 1)  рассказал о возможностях сотрудничества между дружественными регионами соседних государств в сфере транспортной инфраструктуры.
Транспортный комплекс Мурманской области представлен предприятиями морского, железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, которые играют исключительную роль в экономике региона, поскольку местная промышленность прежде всего связана с производством и поставкой большого количества сырья и металлов за пределы региона. Преобладающим видом транспортировки грузов является морской - на Кольском полуострове располагается три крупных порта: Мурманск, Витино и Кандалакша. «Год от года грузооборот мурманского порта рос, например, в 2009 году прирост составил 10 млн тонн, - говорит Виталий Осин. - В основном это связано с грузооборотом нефти и нефтепродуктов».
Как ранее в своём докладе сообщил заместитель министра экономического развития Мурманской области Виктор Горбунов, одним из основных проектов развития области является реализация проекта «Мурманский транспортный узел», который предполагает создание различных подходов к порту Мурманск. Здесь подразумевается формирование авто- и железнодородных подъездов, развитие аэропорта «Мурманск», обеспечение безопасного движения в Кольском заливе и безопасной работы, связанной с перевалкой нефти и газа. Основные варианты развития мурманского порта связаны с западным берегом Кольского залива, поскольку действующие терминалы близко располагаются близко к жилыми микрорайонам областного центра. Развитие порта предполагает строительство нового терминала по перевалке нефти мощностью 35 млн тонн. Также планируется строительство угольного терминала мощностью около 20 млн тонн. Для обеспечения сообщения с западным берегом, к новому терминалу будет проведена дополнительная железнодорожная ветка. «Что касается существующего терминала по перевалке угля на восточном берегу, то планируется его реконструкция, при этом мощность терминала составит 9,6 млн тонн в год», - сообщил Виталий Николаевич.
По его словам, при самых нейтральных прогнозах, в случае реализации проекта Мурманского транспортного узла, грузооборот порта будет увеличен до 84 млн тонн в год.
Для успешной реализации этого проекта в настоящее время прорабатывается вопрос создания особой портовой экономической зоны. Создание этой зоны планируется в 3 этапа: первый - создание нефтяного и угольного терминалов на западном берегу Кольского залива, второй - модернизация существующего терминала, третий - поиск и подготовка территорий для потенциального развития новых терминалов.
Ещё один проект, который сейчас реализуется правительством Мурманской области - это создание транспортного пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала. В Мурманске железнодорожный, авто- и морской вокзалы находятся в непосредственной близости, что обеспечивает высокую перспективность созданию пересадочного узла именно на их базе. По словам Виталий Осина, в настоящее время решается вопрос реконструкции пирса на морском вокзале Мурманска. При реконструкции будет осуществлено его удлинение, углубление акватории залива в районе вокзала, что позволит принимать лайнеры длинной более 160 метров. В рамках этого вопроса решается возможность открытия паромного сообщения между Норвегией и Мурманском.
Одним из ключевых направлений развития Мурманского транспортного узла является развитие, а в некоторых случаях и создание, региональных дорог. «В некоторые населённые пункты области в настоящее время добраться можно только воздушным транспортом, - отметил Виталий Осин, - а не сформировав транспортную сеть внутри субъекта, нельзя говорить о выходе на международный уровень».
Отвечая на вопросы своих коллег о воздушном сообщении с Финляндией из Лапландии, Виталий Николаевич сообщил, что сейчас прорабатывается вопрос открытия маршрута Мурманск - Хельсинки. Но при этом следует решить ряд вопросов, например, кто будет осуществлять перевозки, как, и будет ли востребован такой маршрут. «Определив примерный пассажиропоток, можно будет говорить о том, какие воздушные судна можно будет задействовать для осуществления воздушных перевозок», - уверен Виталий Осин.
Председатель областной думы Евгений Никора дополнил выступление начальника отдела развития инфраструктуры Министерства транспорта и связи Мурманской области, сообщив, что, если раньше Хельсинки для мурманчан был своеобразным хабом - «окном в Европу», функции которого сейчас выполняют Москва и Санкт-Петербург, то сейчас, в основном, люди едут туда как туристы, поэтому экономическая целесообразность открытия такого маршрута через Мурманск - есть».

Поделиться: