18:0303.09.10

УК Мурманской области придется работать 3 года бесплатно, чтобы погасить долги перед ресурсоснабжающими организациями региона

УК Мурманской области придется работать 3 года бесплатно, чтобы погасить долги перед ресурсоснабжающими организациями региона

Сегодня состоялось совместное совещание представителей Мурманской областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения и Мурманского регионального отраслевого объединения работодателей «Союз жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области». В совещании приняли участие председатель МРООР «Союз ЖКП МО» Юрий Дунин (фото 2), председатель Мурманской областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения Нина Деребнева, директор МРИВЦ Владимир Дмитриев (фото 3) и руководители ряда управляющих компаний региона.
Главный вопрос, который обсуждали на сегодняшнем заседании - это долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями за отпущенное тепло и электроэнергию. По словам Юрия Дунина, несмотря на то, что у различных УК различные схемы сбора средств с потребителей, все управляющие компании обвиняются в нецелевом использовании собранных с потребителей средств за тепло и электроэнергию для собственных нужд.
Принцип сбора средств с потребителей Юрий Дунин объясняет на примере простой схемы: «До реформы действовала розничная продажа электроэнергии как товара непосредственно потребителям этого товара, - говорит председатель МРООР «Союз ЖКП МО». - После реформы все сбытовые отделы горэлектросетей перешили в энергосбытовые компании. Продажа электроэнергии управляющим компаниям после этого перехода стала осуществляться оптом на каждый многоквартирный дом. А УК уже потом продаёт каждому жильцу в розницу, причём по оптовым ценам, потому что к этому обязывает законодательство. Но на чём же тогда зарабатывать деньги управляющим компаниям? Как можно строить бизнес, когда работаешь «в ноль», а ведь помимо передачи тепловой и электрической энергии в дома, на УК лежит обязанность по содержанию и ремонту жилого фонда. Отмечу, что платить надо ещё и за изготовление квитанций. Кстати, Мурманск - единственный город Северо-Запада, где в стоимость платежа за ЖКУ включена стоимость платёжного документа! А ведь нужно ещё начислять зарплату работникам управляющих компаний, а не с чего - нет разницы от покупки и продажи, которая бы шла в прибыль компании». При этом собираемость средств с населения оставляет желать лучшего. Вот и получается, что при продаже услуги по стоимости один в один, разница создаётся отрицательная, а УК просто нечем рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями».
В тоже время, отмечает Юрий Дунин, значительное количество УК имеют тройственные договоры с расчетно-кассовыми центрами на перечисление собранных с потребителей средств за отпущенные коммунальные ресурсы, что исключает использование этих средств управляющими компаниями. Несмотря на получение ресурсоснабжающей организацией всех средств, собранных управляющей компанией с потребителей ресурсов, они выставляют иски в адрес УК за долги потребителей. А по решению судов все средства, полученные УК за содержание и ремонт общего имущества, автоматом перечисляются на счет ресурсоснабжающей организации. «Такая ситуация приводит к тому, что УК не может вести подготовку многоквартирных домов(МКД) к работе в осенне-зимний период, а также содержать МКД в надлежащем состоянии, - отмечает Юрий Дунин, - поскольку сумма полученная от исков УК в адрес потребителей-должников, в силу сложившейся судебной практики, может в настоящее время перекрыть не более 30% общего объёма долгов. По самым приблизительным подсчётам, даже в случае 100-процентного сбора платежей с населения за текущий и последующий периоды, оставшийся долг будет составлять 4,2 млрд рублей. Чтобы управляющим компаниям покрыть эту задолженность полностью, им придётся работать почти 3 года бесплатно!»
Кстати, на сегодняшний день задолженность потребителей перед управляющими компаниями области составляет 6 млрд рублей.
Сложившаяся практика розничной реализации коммунального ресурса управляющими компаниями потребителям по цене ресурсоснабжающей организации, которая реализует свой товар оптом, лишает УК финансовых средств для эффективной работы с должниками. Эта особенность характерна при продаже электроэнергии, которая до реформы большой энергетики продавалась потребителям МКД в розницу, а после реформы, при переходе на оптовую продажу электроэнергии УК, цена товара осталась розничной, в результате чего УК не имеет финансовых средств на реализацию электроэнергии собственникам МКД.
Во многих муниципальных образованиях отсутствует практика ответственности муниципалитета, как одного из собственников помещений МКД, по долгам за оказанные жилищно-коммунальные услуги, что противоречит ст. 210 ГК РФ. Не используя административные возможности ст.293 ГК РФ и ст.90; 91 ЖК РФ по работе с должниками-нанимателями и арендаторами, а также по долгам от пустующих помещений, администрации ряда муниципальных образований региона применяют административно-командный метод, перекладывая всю ответственность за долги нанимателей и арендаторов, а также от пустующих помещений многоквартирных домов на управляющие компании. Сложившаяся практика взимания долгов за ЖКУ с собственников помещений МКД не позволяет спрогнозировать временной период ликвидации накопившегося годами долга. В тоже время сложившаяся судебная практика списания долгов с УК позволяет сделать прогноз ее последствий - банкротство. А от этого будут страдать собственники многоквартирных домов, исправно оплачивающие услуги ЖКХ.
Участники совещания решили подготовить обращение к главам муниципальных образований Мурманской области по изысканию средств по погашению долгов нанимателей и арендаторов муниципальных помещений, а также сумм от пустующих помещений МКД. Было решено подготовить обращение и к руководителям ресурсоснабжающих организаций о недопустимости практики подачи исковых заявлений в суд, в случаях полного перечисления собранных с собственников МКД денежных средств на счет ресурсоснабжающей организации. Решено подготовить обращение к министру энергетики и ЖКХ Мурманской области с просьбой создания независимой комиссии для решения спорного вопроса по введению оплаты за квитанции по электроэнергии.

Поделиться: