10:5021.09.10

Игорь Шпектор: «Наша цель, чтобы никто не плакал»

Игорь Шпектор: «Наша цель, чтобы никто не плакал»

Появление в нашем городе афиш фестиваля «Сияние Севера» у многих вызвало иронию. Мол, то «Северное Сияние» (кинофестиваль, проводившийся в мае), то «Сияние Севера» - никакой фантазии у организаторов. Однако, здравое на первый взгляд недоумение оказалось не обоснованным.
Фестиваль детского и молодежного творчества «Сияние Севера» - проект со своей историей. Учрежденный 15 лет назад, он уже три года носит статус Всероссийского. Главный инициатор, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Игорь Шпектор (фото 3), сообщил, что первый мурманский фестиваль (и девятый с момента создания) должен был состояться ещё в марте. Но в результате организаторской заминки, принять талантливую молодежь город смог лишь осенью - с 16 по 19 сентября.
К началу месяца основные технические проблемы были решены, и принимающую сторону заботило лишь одно - создание праздничной атмосферы. В дело пошли главные культурные силы Заполярья, которые занимались как своими прямыми обязанностями, например, написали гимн фестиваля, так и не очень им свойственными - как то встреча ночных поездов с хлебом-солью и частушками. Вершиной этой подготовки стала концертная программа «Мурманск - город гостеприимный», которую показали гостям прямо перед церемонией открытия в Мурманском областном драматическом театре.
Где-то за час до начала мероприятия на крыльце театра выстроились участники массовки: кто-то в ярких костюмах, кто-то с плакатами и шариками. Анонсированного оркестра, правда, не было, но его с лихвой заменили песни, доносящиеся из колонок и кричалки встречающих. Делегации встречены, и, с небольшим опозданием, начался концерт с участием учеников Детской театральной школы, ансамблей «Непоседы» и «Созвучие» и других местных коллективов. Действо было очень высоко оценено гостями и выполнило главную задачу - создало приподнятое настроение у участников фестиваля.
Второй день фестиваля - самый сложный. Весь день идут творческие состязания по четырём направлениям. В филармонии с самого утра - инструментальное, а затем вокальное исполнительство. Представленные номера можно разделить на три группы: посвященные теме этого года - годовщине Победы в Великой Отечественной войне, посвященные своеобразию Крайнего Севера, и самая малочисленная группа - вечные ценности, любовь и дружба.
Можно удивиться тому, что участников практически не разделяли по возрасту и направлениям: семилетние народники соревновались с 16-летними академистами и 12-летними представителями эстрадного вокала. Но председатель жюри вокального конкурса Татьяна Шарова не считает это неправильным: «Это фестиваль, а не профессиональный конкурс, поэтому прежде всего оценивался артистизм, музыкальность, владение голосом. Цельность и органичность номера, наличие яркой творческой индивидуальности - вот что главное. Меня удивила девочка Алина Викторова, которая пела русскую народную песню «Хмель». Ей всего 11 лет, но в ней уже есть удивительная глубина. Она обладает редким даром пространственно-музыкального мышления, поет не о себе, а о пространстве. Главное, чтобы учась, она не потеряла это зерно.»
Однако, не взирая на талант, рассчитывать на призовое место Алина не могла - главные денежные призы разыгрывались только среди старших участников, от 14 лет. И надо сказать, что ребятам было за что побороться. Премия лауреата конкурса составляет 60 тысяч рублей, а призера - 30 тысяч. Для остальных детей предусмотрено множество поощрительных и спонсорских наград. «Наша цель, чтобы никто не плакал» - заявил на итоговой пресс-конференции Игорь Шпектор.
Наряду с профессиональными судьями, весь конкурсный день на фестивале работало так называемое «детское» жюри - пять учеников и выпускников детской театральной школы под руководством Дины Рыгиной, которая отметила неровность выступлений: в каких-то направлениях было очень сложно определиться с симпатиями, а где-то с первой ноты становилось всё ясно.
После того, как участники покинули здание филармонии, в Художественном музее открылась выставка работ в направлении изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Все работы - от графики до керамики тоже оценивались единым конкурсом, главное, по мнению председателя жюри Дмитрия Новицкого, оригинальность, раскрытие образа и качество исполнения. После церемонии открытия гостей развлекал ансамбль «Русские потешки», которые даже подвигли публику принять участие в хороводе. Веселье омрачили вести от работников Североморского ГДК. Работы их воспитанников были потеряны и не представлены в экспозиции, что очень расстроило не только детей, но и самих педагогов.
Вообще, несмотря на исключительно восхищенный тон гостей по отношению к организации фестиваля, она то и дело вызывала недоумение. Например, оценочные листы от детского жюри были безвозвратно утрачены, а имена участников гала-концерта в программках перепутаны.
В семь часов вечера в доме творчества «Лапландия» открылся хореографический конкурс, после которого официальная программа дня завершилась.
В субботу почти весь день был отдан памятным мероприятиям: митингу у памятника Алёши, возложение венков и посещение воинской части с неизменной солдатской кашей. Параллельно шла репетиция гала-концерта, режиссурой которого занялся, пожалуй, самый титулованный гость фестиваля, накануне отработавший в жюри всех направлений с утра до вечера. Заслуженный деятель искусств России Виктор Борисович Рябов на фестивале не впервые - два раза он проходил в его в Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Натальи Сац, где Рябов отработал 42 года. Но на выездном фестивале режиссер присутствовал впервые и поделился своими ощущениями: «Такой команды, которая создалась на этом фестивале, у меня в жизни не было. Специалисты высокого класса, все очень работоспособны и активны. С ними было очень легко. Я здесь всего несколько дней, но ощущение, что очень давно, мы многое успели сделать. В этом году довольно высокий уровень музыкантов, хореография гораздо сильнее, чем была раньше. Высокая культура захватывает самые маленькие поселения, искусство там ценится и развивается. Этот фестиваль - оправдание существования системы дополнительного образования, доказательство того, что она нужна. Из минусов - недостаточно номеров о Великой отечественной войне, хотя это официальная тема всего фестиваля, даже на открытии она не прозвучала. Но даже из того, что было, мне удалось сделать финальный блок, я старался укрупнить и выявить именно эти работы.»
В результате, перед церемонией закрытия был показан аж 31 номер. Даже те выступления, которые не очень выигрышно смотрелись в полуимпровизационных условиях конкурса, в профессиональной постановке выглядели прекрасно. Программа была настолько разнообразной и эмоциональной, что под занавес отказала аппаратура, и награждение проходило почти в темноте.
Главной и принципиальной иллюстрацией всего прошедшего фестиваля стал, пожалуй, пример Артёма Пащенко, одиннадцатиклассника из маленького города Вуктыл. Артёму присудили главный приз в изобразительном направлении - за картину «Мой Север», хотя обычно он рисует другие сюжеты. Приз победитель хочет потратить на профессиональный фотоаппарат, чтобы осваивать более современное художественное творчество. Наверное, в этом и состоит главная задача таких мероприятий - открывать новые горизонты подрастающему поколению из самых отдалённых уголков страны, давать им возможность роста.

Поделиться: