15:1222.09.10

Александр Лебедев: «Я не согласен с той работой, которую проводят налоговые органы по предъявлению требований к работодателям об увеличении заработной платы на своих предприятиях и доведения ее до показателей средних по отрасли»

Александр Лебедев: «Я не согласен с той работой, которую проводят налоговые органы по предъявлению требований к работодателям об увеличении заработной платы на своих предприятиях и доведения ее до показателей средних по отрасли»

ИА «Nord-news» уже сообщало, что 22 сентября в Мурманске состоялась I Мурманская областная налоговая конференция. Организатором мероприятия выступил Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Мурманской области.
На конференции с докладом выступил Александр Лебедев, президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области: «В начале своего выступления я хочу еще раз остановиться на важности диалога, который мы ведем сегодня в рамках I Мурманской областной налоговой конференции. Сам факт того, что мы сегодня собрались здесь говорит о многом. Я очень рад тому, что налоговые органы региона откликнулись и поддержали идею проведения данного мероприятия. Это свидетельствует о том, что отношение налоговой службы к бизнес-сообществу, к предпринимателям меняется и меняется в лучшую сторону, равно как меняется и отношение со стороны бизнеса к налоговым органам. Конечно, достаточно и негативных проявлений, ведь за длительное время сформировалось отношение к налоговой службе со стороны бизнеса, как к карательному органу и обратное отношение, как к вечно виноватым во всех смертных грехах.
В связи с этим считаю, что одной из основных задач улучшения нашего взаимодействия должна стать задача по кардинальному изменению взаимных стереотипов восприятия. Восприятие, как партнеров. Безусловно, сделать это будет не просто, но без этого вывести наше взаимодействие на более высокий уровень, а, следовательно, построить эффективную и сильную экономику будет достаточно сложно.
Вообще, в моем понимании, все существующие государственные структуры, проверяющие и инспектирующие органы несут, а точнее должны нести в себе, прежде всего сервисные функции, т.е. по сути это сервис. Например: ГАИ - это сервис по безопасности дорожного движения, МВД - это сервис по безопасности вообще, Областная дума или другие законодательные собрания - это сервис по законотворчеству, по принятию таких законов, которые бы делали жизнь рядовых граждан страны лучше. Это перечень можно продолжать и дальше. В данном контексте налоговая служба - это, прежде всего сервис по администрированию налогов, и, как и любой другой сервис, он должен нести социальную функцию, направленную на упрощение и повышение эффективности данного администрирования. Данный процесс, как и любой другой, касающийся сервисного обслуживания, может улучшаться только путем вовлечения в него обеих сторон, как стороны оказывающей сервисные услуги - налоговые органы, так и основного пользователя данных услуг - бизнес-сообщества, чего мы и попытаемся добиться в рамках сегодняшнего мероприятия. Естественно, это касается в большей или меньшей степени всех граждан РФ - физических лиц, но это, тема более широкого обсуждения, которое выходит за рамки сегодняшней конференции.
Вообще на процесс администрирования налогов напрямую влияют две основных составляющих, две, как я их называю, эффективности: эффективность (в том числе прозрачность) использования государством средств, поступающих от уплаты налогов на всех уровнях; эффективность налоговой системы, соответствующая уровню развития государства и текущему состоянию экономической системы страны.
Если обе этих эффективности находятся на достаточно высоком уровне, процесс администрирования будет наиболее гармоничен и прост. Если же уровень хотя бы одной из данных эффективностей будет низок, то процесс администрирования существенно усложнится ввиду уклонения бизнес-сообществом от уплаты налогов и роста теневой составляющей экономической системы, что, в свою очередь, будет приводить к непопулярным мерам со стороны налоговых органов, направленным на выкачивание финансовых средств из предпринимательской среды любыми доступными способами.
Что касается эффективности и прозрачности использования государством средств, поступающих от уплаты налогов и других платежей от предприятий и организаций, то у нас, безусловно, есть проблемы. Достаточно высокий уровень коррупции в стране все более усугубляет ситуацию с точки зрения формирования понятия справедливого распределения денежных средств. По последним социологическим опросам уровень недоверия со стороны граждан и бизнес-сообщества по данному критерию растет, и это достаточно негативная тенденция.
Я глубоко уверен в том, что любой налогоплательщик, будь то физическое или юридическое лицо, имеет право знать, на что идут денежные средства, выплаченные им в качестве различного рода налогов и сборов. Это формирует доверие, а без этого доверия невозможно построить сильную экономику и гражданское общество. Поэтому, я считаю необходимым формировать и развивать системы контроля, в особенности со стороны предпринимательского сообщества за использованием бюджетных средств на всех уровнях. Это будет формировать с одной стороны доверие со стороны налогоплательщиков, с другой стороны будет способствовать более эффективному использованию денежных средств со стороны государства и предотвращению коррупционных проявлений.
Роль государства по формированию доверия со стороны налогоплательщиков на всех уровнях достаточно велика, и недооценивать ее нельзя ни в коем случае.
Что касается эффективности налоговой системы - это очень важный элемент, стимулирующий развитие экономики и способствующий росту благосостояния рядовых граждан страны. Вообще, вопрос много ли бизнес платит налогов, вызывает всегда вполне однозначные ответы. Ответ со стороны государства - не достаточно и мог бы платить больше. Ответ со стороны бизнес-сообщества - да много. Поэтому компромисс находится, безусловно, где-то посередине и зависит от многих факторов, в частности, от экономической активности, от структуры экономики и многих других. Именно достижение баланса интересов предпринимательского сообщества и государства должно стоять в основе налоговой политики.
На протяжении последних лет в налоговом законодательстве происходили существенные изменения.
На первом этапе налоговая реформа являлась одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.
В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц, была снижена ставка ЕСН. В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж. Произошло еще достаточно много других изменений.
И, несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная налоговая система. Но она - эта система формировалась в условиях экономического роста, который, как мы все уже прекрасно понимаем, не может продолжаться вечно.
В 2008 году наша страна, как интегрированное звено мировой экономической системы столкнулась с серьезными проблемами, обусловленными глобальным и существенным падением спроса на различных рынках, что существенно усилило конкуренцию и ухудшило положение подавляющего большинства предприятий и организаций.
Профицит бюджета страны и подавляющего числа регионов сменил его серьезный дефицит, что стало шоком для финансовой системы страны.
Были внесены изменения в налоговое законодательство, но по большей части они носили формальный характер. Взять хотя бы снижение налога на прибыль на 4% в условиях, когда той самой прибыли практически ни у кого не было и подавляющее большинство сидело в убытках.
Сегодня в рамках налоговой политики разворачивается серьезная дискуссия, в особенности на фоне дефицита бюджета, как регионов, так и страны в целом. Острая фаза кризиса пройдена, и мы видим оживление экономики, в связи с этим со стороны государства на всех уровнях возникает соблазн повысить налоги и другие отчисления в бюджеты в надежде залатать образовавшиеся бреши. Это опасный соблазн. СПП МО при поддержке РСПП выступает за мораторий на повышение налоговой нагрузки до 2012 года. Именно в 2012 году планируется по прогнозам выйти на докризисные показатели развития экономики нашей страны. Наша позиция - Снижать налоги - если на это кто-то решится - можно. Повышать нельзя.
В экономике еще слишком все неопределенно и важно не нарушить существующее оживление, а дать предприятиям прийти в норму и набрать силу. Налоги нельзя повышать еще и потому, что нагрузка на бизнес и так постоянно растет в связи с ростом тарифов естественных монополий, с ростом цен на топливо, коммунальные услуги, что приводит к росту себестоимости и снижению доходности. Взять хотя бы либерализацию рынка электроэнергии, которая завершится на 100% к 01 января будущего года. Что будет с ценами на электроэнергию? Насколько они вырастут?
В связи с этим введение моратория на повышение налоговой нагрузки просто необходимо, но, к сожалению, на данный момент со стороны государства, соответствующих министерств и ведомств нет понимания в данном вопросе, хотя со стороны бизнес-сообщества есть конкретные предложения по привлечению необходимых финансовых средств для покрытия дефицита бюджета. В частности, продажа части государственных активов, доля которых и так была велика, а за последние два года еще больше увеличилась. Это позволило бы еще больше оживить экономику и восполнить дефицит бюджета страны и регионов.
В части повышения налоговой и иной нагрузки на бизнес нас очень сильно беспокоит увеличение страховых выплат до 34% с 01 января будущего года.
Вообще возникает много вопросов по необходимости реформирования ЕСН. Когда его вводили в 2001 году, прежде всего, придерживались идеи оптимизации процесса администрирования. И действительно, вместо четырех администраторов появился один - налоговая служба, что действительно привело к упрощению процедуры. Сейчас, в результате реформирования мы получили трех администраторов. Вопрос - зачем? Ведь это усложняет процесс администрирования. Но видимо, как у нас это часто бывает, новое - это хорошо забытое старое, порой в отсутствии элементарной логики.
Хотя в этом году процентная ставка в размере 26% процентов осталась без изменений после многочисленных обсуждений и принципиальной позиции бизнес-сообщества, но нагрузка на бизнес все же несколько увеличилась в связи с исключением ряда статей расходов из перечня расходов, уменьшающих прибыль до налогообложения. В следующем году произойдет существенное увеличение страховых выплат, в особенности для предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность по упрощенной системе налогообложения. Последствия этого могут быть самыми негативными - это уход в теневой сектор в части выплат заработной платы и сокращение персонала. Этого мы и опасаемся. За последние годы многое было сделано для обеления заработных плат. Повышение ставки страховых выплат может перечеркнуть всю работу последних лет.
Вообще, если уж мы коснулись заработной платы, хочу отметить, что общемировой практикой является утверждение уровня минимальной заработной платы. Она может быть почасовая, ежедневная или ежемесячная. Это наиболее действенный инструмент по регулированию оплаты труда и перечислению соответствующих налогов и выплат. Регионам разрешили регулировать самостоятельно минимальный размер оплаты труда путем заключения трехсторонних соглашений. В нашем регионе заключалось уже три соглашения по изменению минимальной ежемесячной заработной платы, в результате чего уровень минимальной заработной платы поднялся с 2300 рублей до 7903 рублей. И, на мой взгляд, в большей степени благодаря этому увеличились поступления от НДФЛ в последние годы.
Мы предлагаем совершенствовать данную систему путем заключения отраслевых, муниципальных, районных соглашений, отражающих специфику отраслей и муниципальных образований. Я еще раз подчеркиваю, это цивилизованный способ регулирования. Кстати, в ближайшее время мы в очередной раз с нашими социальными партнерами начнем обсуждать возможность повышения минимальной региональной заработной платы. Думаю, что переговоры будут не простыми, а позиция СПП МО по данному вопросу скорее всего будет отрицательной.
В связи с этим, я кардинально не согласен с той работой, которую проводят налоговые органы по предъявлению требований к работодателям об увеличении заработной платы на своих предприятиях и доведения ее до показателей средних по отрасли. Что определяет этот средний по отрасли показатель? Почему его примеряют на бизнес без учета размера предприятия: малое среднее или крупное? Самое интересное, что размер средней заработной платы по отрасли определяется на основании статистических данных по крупным и средним предприятиям. Мы получили ответ из статистики о том, что по малым предприятиям данный параметр не отслеживается. Таким образом, получается, что налоговые органы требуют у малых предприятий поднять уровень заработной платы до уровня средних и крупных. Вопрос - на каком основании? По моему, это как минимум некорректно.
Далее, хочу отметить, что действующая на текущий момент система, установленная в Налоговом Кодексе РФ, отнесения налогов к федеральным, налогам субъектов РФ и местным, а также закрепления предельного размера ставки налога, подлежащей перечислению в бюджеты различных уровней, делает экономику регионов крайне зависимой к дотациям из федерального бюджета, ставя под вопрос решение основных социально-экономических задач на местном уровне.
Принимая во внимание тот факт, что выделяемые из федерального бюджета дотации и субсидии носят целевой характер, органы регионального и местного самоуправления фактически не имеют возможности перенаправления полученных средств на адресные программы муниципального значения.
На мой взгляд, необходимо добиваться изменения системы распределения доходов бюджетов в целях повышения налоговой составляющей в доходах региональных и местных бюджетов и сбалансированности структуры доходов и расходов. Основной мерой должно стать увеличение доли, причитающейся бюджетам регионального и местного уровня, в федеральных налогах.
В дополнении к вышесказанному хочу акцентировать внимание на необходимости администрирования всех налогоплательщиков, в том числе и крупнейших на региональном уровне, что может существенно упростить данную процедуру и существенно повысить ее эффективность.
Большое значение имеет профилактика и предупреждение налоговых нарушений, а также досудебное урегулирование споров, возникающих между предпринимательским сообществом и налоговыми органами. Это действительно очень важные направления, думаю, что это наша общая точка зрения и СПП МО готов подключаться к разрешению спорных ситуаций, т. к. это позволяет экономить столь значимые финансовые и временные ресурсы, а со временем должна сложиться четкая система взаимодействия в данных направлениях, основанная на конструктивном диалоге и доверии.
Необходимо постепенно обеспечивать более широкое применение электронных документов при взаимодействии с налоговыми органами. В современном мире это требование времени, позволяющее существенно повысить эффективность финансовых и бухгалтерских служб. Последние изменения в данном направлении начали действовать 2 сентября 2010 года, надеюсь, они действительно облегчат работу. Переписка с налоговыми органами, сдача отчетности получение различных справок и выписок в электронном виде существенно облегчат жизнь обеим сторонам. В частности, на мой взгляд, получение такого документа, как выписка из ЕГРЮЛ должно стать со временем минутной процедурой в электронном виде.
Хочу отметить, что СПП МО занимает обоснованную позицию, состоящую в формировании принципов налоговой и бюджетной системы России, которые бы в полной мере учитывали как необходимость создания экономической заинтересованности населения в трудоустройстве в районах Крайнего Севера, так и поддержку субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в суровых климатических условиях.
Экстремальные природно-климатические условия, низкая транспортная обеспеченность, исторически сложившаяся односторонность экономики, повышенные экологические требования и вызванные этими объективными обстоятельствами более высокие, чем в других районах страны, затраты на производство и жизнеобеспечение населения, диктуют необходимость учета этих факторов в экономической политике государства по отношению к северным территориям, а, следовательно и к налоговой политике, регулируемой Налоговым кодексом РФ, которая должна носить стимулирующий характер.
Северные территории почти во всех странах мира имеют определенный набор льгот. Например, пониженную ставку многих налогов, как в Канаде (на Юконе действует нулевая ставка налога с фонда заработной платы). На Аляске физические лица полностью освобождены от региональных и местных налогов. Налоговые льготы действуют на северных территориях Норвегии, Швеции и Финляндии. Это позволяет предприятиям и организациям выплачивать более высокую заработную плату и обеспечивать достаточно высокий уровень конкурентоспособности. Думаю, со временем, мы также не будем исключением, что обеспечит новый толчок в экономическом развитии Мурманской области. В последнее время многое говорится и делается по созданию свободных экономических зон, в том числе и на территории Мурманской области. Мое мнение весь российский Север должен стать свободной экономической зоной, только тогда мы сможем обеспечить доминирующее положение в Арктике, что является одной из стратегических задач нашей страны».

Поделиться: