12:0501.10.10

Системы экологического мониторинга у России в Арктике нет

Системы экологического мониторинга у России в Арктике нет

Об этом заявил в своём докладе «О совершенствовании системы мониторинга и показателей оценки состояния окружающей среды Арктического региона» директор Института промышленной экологии Севера КНЦ РАН Владимир Маслобоев.
Как мы уже сообщали, сегодня в Мурманске, в рамках II Арктического международного экономического форума, проходит конференция «Государственная политика в области охраны окружающей среды и природопользования в условиях масштабного освоения Арктики».
«Экологического мониторинга в Арктике у России нет, как нет его и в других уголках нашей необъятной Родины, - сказал Владимир Алексеевич. - Потому что у нас есть мониторинг отдельных частей экосистемы, он - не комплексный, а в основном - информационный. Но информационный мониторинг не имеет никакого смысла, если нет управления окружающей средой, нет регулирования её качества.
Функции мониторинга состояния окружающей среды Арктического региона состоят из целей и задач. Задачи - наблюдение, выявление, анализ, моделирование. Цели - оценка состояния окружающей среды и прогноз её изменений. Сам по себе мониторинг не может иметь смысла, если не будет налажено в рамках законодательства нормальное управление окружающей средой. То, что природу надо охранять сегодня понимают и исполнительная, и законодательная власть. А вот её состояние вызывает большое беспокойство.
Анализ значимости экологических воздействий обычно проводится с целью совокупной оценки качества среды. Качество среды можно рассматривать, как в экологическом смысле - это вся экосистема региона с учётом утилизации загрязняющих веществ, поступающих извне, так и в прикладном смысле - это характеристика тех ресурсов, которые обеспечивают их использование в тех или иных практических целях.
Наш институт имеет много контактов с промышленными предприятиями, и от них очень часто приходится слышать о необходимости модернизации экологических нормативов - нормы допустимой концентрации и т.д., о том, что они устарели. Мол, в некоторых странах они выше, чем в России. Если это произойдёт, то станет последним гвоздём в крышку гроба нашей природы, особенно окружающей среды Арктики.
Экологическое нормирование - это ключевая проблема формирования системы экологической безопасности. Факт, что система установления предельно допустимых нагрузок не защищает природу, но без этих нормативов защита природы будет терять всякое обоснование на легальную защиту. Если посмотрим в ФЗ «О защите окружающей природы РФ» от 2002 года, то среди прочих там предписывается обоснование и использование на практике двух типов нормативов. Это нормативы качества окружающей среды, которые устанавливаются для оценки её состояния, и нормативов допустимого воздействия на природу. В том числе нормативов допустимой антропогенной нагрузки, которые устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности для оценки регулирования воздействия всех источников загрязнения, которые находятся в их собственности и в пределах допустимой территории или акватории.
К примеру, горнопромышленные предприятия Мурманской области производят ежегодно до 200 млн горных отходов и ежегодно потребляют до 2 млрд кубометров пресной воды. При этом утилизация горных отходов не превышает 3-4% от выпускаемой массы. В отвалах и «хвостохранилищах» накоплено более 6 млрд тонн раздробленной или размельчённой горной массы».

Поделиться: