19:0001.10.10

Морские транспортные услуги России в Арктической зоне можно превратить в крупнейшую, после экспорта сырья, экспортную статью

Морские транспортные услуги России в Арктической зоне можно превратить в крупнейшую, после экспорта сырья, экспортную статью

Сегодня глава Минрегиона РФ Виктор Басаргин (фото 1) на пленарном заседании конференции «Арктика XXI века - стратегия освоения...» в Мурманске представил доклад по Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
Как пояснил министр, стратегия создавалась в тесном взаимодействии с федеральными и региональными органами государственной власти, общественными институтами, научными организациями и бизнес-сообществом.
«У всех было общее видение перспектив и основных аспектов, я подчёркиваю - это не проект Минрегионразвития, а плод совместной работы», - сказал он.
Мурманская область - это особый регион, требующих ответственных и сбалансированных решений. В Арктике сегодня проживает почти 2% населения, которые формируют 14% ВВП страны.
Если говорить об основных стратегических запасах природных ресурсов России, включая углеводородные, то в Арктической зоне находятся 80% российского природного газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. Прогнозируется наличие богатейших национальных энергетических ресурсов в глубоководной части Северного Ледовитого океана.
Специфика Арктической зоны, её место и роль в развитии России для обеспечения национальной безопасности предопределяет необходимость её выделения в самостоятельный объект государственной политики. А также требует создания отдельного юридического документа, определяющего национальную политику в этом макроэкономическом регионе.
В основу разработки стратегии были положены три базовых принципа.
Первый это нацеленность на возрастание роли и эффективности национальной арктической политики России в укреплении основ государственности, включая реализацию суверенных прав и стратегических интересов нашей зоны в Арктике.
Второй это раскрепощение человеческого капитала, улучшение стандартов качества жизни, сопоставимого с развитыми Арктическими державами мира.
Третий это комплексность стратегии, её ориентация на всех субъектов национальной Арктической политики - государство, институты гражданского общества, бизнес и коренные народы Севера.
Реализация стратегии обеспечивается решением ряда стратегических задач. Это обеспечение фундаментальных и прикладных научных исследований, способствующих экономическому росту и диверсификации экономики, возрождение Северного морского пути, расширение ресурсной базы, сохранение окружающей природной среды. А также - формирование нормативно-правовой системы для обеспечения хозяйственной деятельности и проживания в Арктической зоне, повышение экономической отдачи от сотрудничества с другими государствами.
Сегодня основным сдерживающим фактором устойчивого развития северных регионов выступает ограниченность транспортной системы. Поэтому необходимо создать опорный транспортный каркас в Арктической зоне, включающий новые транспортные коридоры на региональном и межширотном направлении.
Новый глубоководный район Архангельского морского порта будет способен принимать суда грузоподъёмностью до 70-80 тысяч тонн и обеспечит создание 9 тысяч новых рабочих мест.
К перспективным проектам также относится строительство железнодорожной линии Сосногорск-Индига (НАО) к новому глубоководному морскому порту для судов с любой осадкой. Этот проект откроет новый путь для промышленной продукции Урала и Сибири. Новые транспортные системы обеспечат трансконтинентальную связь Белого, Баренцева и Карского морей с портами Тихого океана. Определят новые пути выхода регионов Урала и Сибири на рынки Европы и Северной Америки. Расстояние от Магнитогорска, Челябинска, Уфы, Самары, Сургута до будущего порта Индиго будет на 1 тысячу километров короче, чем до Мурманска.
Станут предприниматься меры для развития местных аэропортов Арктической зоны, посадочных вертолётных площадок местного значения. Будет носить круглогодичный, а не сезонный характер, строительство и использование сети автомобильных дорог.
Появится уникальная возможность сочетания использования - Северного морского пути, железнодорожных и автомобильных коммуникаций.
Стратегия предполагает строительство универсальных атомных ледоколов, дизель-электрических ледоколов различных типов. Универсальные атомные ледоколы с переменной осадкой будут способны работать, как на морских участках, так и на мелководных участках Енисея, Обской губы, в других прибрежных районах.
Формирование единой системы спутникового сопровождения будет реализовано на пути из Европы в Азию. Россия сможет переориентировать на СМП свою транзитную трудовую базу в европейской части. Транзитные перевозки иностранных грузов смогут составить 5-6 млн тонн в восточном направлении и 2-3 млн тонн в западном.
Согласно стратегии, объёмы перевозок по СМП превысят к 2020 году 30 млн тонн. В отдалённой перспективе грузопоток может достичь 75 млн тонн в год - за счёт 25 млн тонн нефти Тимано-Печорской провинции и бассейна рек Обь и Енисей, 24 млн тонн сжиженного газа, чёрных металлов - до 4 млн тонн, минеральных удобрений - до 2 млн тонн и леса - до 2 млн тонн. Это позволит превратить морские транспортные услуги в крупнейшую после экспорта сырья экспортную статью.
К приоритетам стратегии относится обеспечение стабильного снабжения приарктических субъектов Федерации электроэнергией по доступным ценам. В настоящее время эти территории на две третьи используют привозное топливо, а региональные энерготарифы в разы превышают средне российский уровень.
Оптимизация может обеспечиваться переводом энергетики на местные ресурсы, в том числе - возобновляемые. В рамках стратегии предполагается создание ветропарков, мини-ТЭЦ, малых ГЭС, приливных электростанций, парогазовых и газотурбинных установок, плавучих атомных станций средней и малой мощности.
К 2020 году кардинально повысится устойчивость запасов не только Баренцева и Карского морей, но и моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Всего доля добычи с арктических шельфовых месторождений составит через 10 лет около 15 млн тонн нефти и газового конденсата и 75 млрд кубометров газа.
Российская Арктика отличается мощным индустриальным слоем. Доля добавленной стоимости индустриальных предприятий там составляет 260%, в то время как на Аляске и в приарктической Канаде - 230%, в Гренландии, северных районах Норвегии, Шотландии, Гренландии - 215%.

Поделиться: