15:0002.10.10

У муниципалитетов не хватает полномочий и финансовых ресурсов, чтобы в период кризиса принимать оперативные решения

У муниципалитетов не хватает полномочий и финансовых ресурсов, чтобы в период кризиса принимать оперативные решения

В субботу, в рамках II Арктического международного экономического форума в Мурманске, прошла конференция «Экономическая безопасность государств - стран Арктики. Уроки финансового кризиса». Модераторами этого мероприятия выступили президент Северной торгово-промышленной палаты Анатолий Глушков и финансовый консультант из Финляндии Илкка Салонен.
На конференции специалисты в области экономики, бизнеса и науки из России, Норвегии и Дании преподали друг другу уроки, которые их страны и регионы вынесли в результате кризиса, начавшегося в конце 2008 года.
Большой интерес у гостей и участников конференции вызвал анализ результатов опроса глав муниципальных образований Мурманской области и других регионов Крайнего Севера, сделанный в Институте экономических проблем КНЦ РАН. Доклад по этой теме озвучила Елена Башмакова (фото 2), учёный секретарь ИЭП КНЦ. Экономисты пытались найти ответ на вопрос: как повлиял глобальный экономический кризис на социально-экономическое положение муниципальных образований, расположенных на севере нашей Родины.
Как выяснилось, кризис, конечно, сказался на уровне жизни в городах и посёлках Крайнего Севера, но масштабы его, по мнению опрошенных, оказались не слишком разрушительными.
Антикризисные программы были разработаны и действовали во всех муниципалитетах. Результаты применения обозначенных в этих программах антикризисных мер оценены респондентами, как средние. В качестве сдерживающих факторов при этом были названы: недостаток полномочий на муниципальном уровне, что сдерживало их глав в оперативном принятии решений, а также недостаток финансовых ресурсов для их осуществления. Руководители муниципалитетов отметили несвоевременное перечисление средств из региональных бюджетов, их дефицит, сокращение важных муниципальных программ. При этом основная масса бюджетных средств по решению региональных властей направлялась на решение тех проблем, которые существовали и до кризиса.
В 2009 году резко упали объемы производства в градообразующих предприятиях, а, следовательно, и резко снизились темпы наполняемости бюджета в моногородах. Увеличилось количество безработного населения, снизился уровень управляемости социально-экономическими процессами.
По мнению респондентов, несовершенство принимаемых в период кризиса федеральных законов и нормативно-правовых актов ещё более усугубило социально-экономическое положение в муниципальных образованиях регионов Крайнего Севера. Ярчайший тому пример: принятие Лесного кодекса РФ, отменившего продажи с аукционов, что усугубило положение малых предприятий, занятых в лесной промышленности. А пожары, прокатившиеся нынешним летом, пусть преимущественно и по территориям, не относящимся к северным, тем не менее, подорвали продовольственную безопасность в регионах Крайнего Севера и взвинтили цены.
В Норильске подчеркнули, что в период кризиса не хватает монолитной работы триумвирата: власти, бизнеса и общественности.
Для повышения результативности антикризисных мероприятий опрошенные предлагали оказывать большую поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, совершенствовать бюджетный процесс, внедрить межведомственный процесс обмена информацией, создать региональный фонд поддержки муниципалитетов и единую программу по выводу муниципальных образований из кризиса. Всё это, естественно, должно быть прозрачным.
Респонденты подчеркнули, что в период кризиса зарплату бюджетникам нужно не замораживать и сокращать, как это делается едва ли не повсеместно, а повышать. Должны повышаться и пенсии, причём не на копейки, а существенно.
Елена Башмакова отметила, что Россия и в кризис не забывала о том, что у неё свой, особенный исторический путь. В то время как Европа и США снижали цены, наша страна их повышала. В европейских странах помогали людям, а в нашем родном Отечестве помогали банковским и олигархическим структурам, которые и без помощи государства не бедствовали.
«Россия, федеративная страна, движется в сторону централизации бюджетирования, что не лучшим образом отражается на состоянии региональных и муниципальных бюджетов, - отметила Елена Петровна. - Главы муниципалитетов жалуются на то, что с каждым годом им всё меньше оставляют налогов в местном бюджете, переводя их на региональный уровень».
Учёный секретарь ИЭП КНЦ подчеркнула, что в Мурманской области работают крупные предприятия, осуществляющие перечисление основной массы налоговых платежей в свои головные структуры, находящиеся далеко за пределами территорий присутствия. Они зависят от политики «Норильского никеля», «Фосагро», «Еврохима». Эти корпорации, конечно, могут делать жесты доброй воли, подтверждая, что их бизнес - социально ответственен, но законодательно меры этой ответственности нигде не закреплены. Поэтому среди руководителей муниципалитетов, да и регионов тоже, процветают патерналистские настроения - мол, государство, то есть, федеральный бюджет в беде не оставит, поможет.
Среди острейших проблем респонденты назвали убогое состояние жилищно-коммунального хозяйства, рост тарифов на электроэнергию и ЖКУ, отсутствие средств на жилищное строительство, падение объёмов налоговых поступлений не только от крупных, но и от малых предприятий, ужесточение требований кредитных организаций, увеличение количества разного рода проверок.
Последнее, в социально-экономическом плане, как отметила Елена Петровна, сегодня стало приобретать угрожающий характер. Принцип работы государственных контролирующих структур такой: произошло в каком-нибудь уголке нашей необъятной страны трагическое, или даже просто негативное событие - волна жёстких проверок на данную тему прокатывается по всей стране. Можно подумать, что до того, контролёры всего этого не видели и своих подписей под документами, подтверждающими, что на объекте - всё в порядке, не ставили. А после случившегося где-либо происшествия проверяющие вдруг стали требовать, чтобы всё, накопленное и ранее существовавшее десятилетиями и никого не волновавшее, было исправлено в одночасье. Но так не бывает. Поэтому сейчас и закрываются детсады, школы, коммерческие фирмы, а чтобы всё вернулось на круги своя, приходится срочно брать кредиты под бешеные проценты, обваливать муниципальные бюджеты и создавать излишнюю нервотрёпку для и без того выбитых из состояния душевного равновесия людей.
В качестве первоочередных оздоровительных мер для экономики респонденты предлагают: увеличить нормативы налоговых отчислений в муниципальный бюджет, а не направлять большинство налогов в региональный, и сделать прозрачным расчёт дотаций для поселений, входящих в муниципальное образование. На федеральном уровне должны быть созданы экономические условия для конкуренции северных городов и регионов. Государство должно вкладывать средства в строительство дорог на Крайнем Севере, в развитие малой авиации, используемой для доставки людей и грузов в дальние районы. В отдалёнке, куда доставка мазута обходится слишком дорого, должна развиваться альтернативная энергетика. Надо освободить от уплаты налога на прибыль те малые предприятия, которые вкладывают средства в развитие своего производства.
Экспертов порадовало, что ни один из муниципалитетов Крайнего Севера не считает себя депрессивным. 64% опрошенных называют свои районы инвестиционно привлекательными, 36% уверены, что для успешного развития им необходимо диверсифицировать экономику.
Как пояснила Елена Башмакова, житель Крайнего Севера считается социально обеспеченным, если соотношение его зарплаты и прожиточного минимума составляет пять к одному. Мурманской области до этого показателя ещё очень далеко. Если по результатам более-менее успешного 2008 года в Салехарде выходил показатель 5,69 к одному, то в тот же год в Апатитах это соотношение было 2,99 к одному, а в Оленегорске - 3,12 к одному.
Велик в городах Мурманской области и процент миграции. По данным статистики 2006-2008 годов, на каждые 10 тысяч жителей приходилось в среднем 400-600 человек, выезжающих за пределы Крайнего Севера.
По окончании доклада гости из Скандинавии задали Елене Петровне вопрос: что, с её точки зрения, необходимо сделать, чтобы жизнь на Севере стала привлекательной, а люди и, прежде всего, молодёжь, не уезжали отсюда?
«Я преподаю в вузе, - пояснила Елена Башмакова, - и уже проводила такой опрос среди своих студентов. Ответ был такой: наличие хорошо оплачиваемой, интересной работы, жилья, комфортного для проживания, обеспечение различными формами досуга, хорошей бытовой, компьютерной и иной техникой».
Не так уж и много, чтобы чувствовать себя цивилизованным человеком - рассмеялись участники конференции.

Поделиться: