17:0002.10.10

Сергей Иванов: «Самое главное в мурманской экономике - это транспорт»

Сергей Иванов: «Самое главное в мурманской экономике - это транспорт»

Сегодня в Мурманске под председательством первого вице-премьера России Сергея Иванова состоялось совещание Морской коллегии при правительстве Российской Федерации, на котором рассмотрели вопросы о ходе реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, а также о ходе реализации инвестиционного проекта «Развитие Мурманского транспортного узла» и мерах по обеспечению развития морехозяйственной деятельности в Мурманской области.
Как заявил Сергей Иванов, совещание коллегии специально совместили работой II Арктического Мурманского международного экономического форума по просьбе руководства региона. Чем, по мнению вице-премьера, существенно расширили площадку, созданную для обсуждения вопросов развития российского Севера. «Это обосновано, ибо арктическое направление - один из ключевых приоритетов деятельности Морской коллегии, - говорит Сергей Борисович. - А формат II Международного форума, позволяет максимально учитывать мнения не только российских специалистов, занимающихся проблемами высоких широт, но и наших зарубежных коллег».
Говоря о реализации основ государственной политики России в арктической зоне, Сергей Иванов отметил, что с развитием этого региона непосредственно связано решение долгосрочных политических, экономических, оборонных и социальных задач государства, обеспечение его конкурентоспособности на глобальных мировых рынках. Уже сейчас 2,5 млн человек, проживающих в нашей Арктической зоне, а это менее 2% населения страны - производят около 15% отечественного ВВП, обеспечивают около четверти российского экспорта. А две трети совокупного богатства Арктики приходится на нашу страну.
«Активное хозяйственное развитие Арктической зоны одновременно выступает важнейшим средством обеспечения и защиты национальных интересов в этом макрорегионе, - уверен Сергей Иванов. - При этом на первый план выдвигается интеллектуальное, исследовательское присутствие. Присутствие, которое определяется не только количественными, но и качественными параметрами. Например, такими, как степень оснащенности исследовательских судов, качество ледовых прогнозов, разрешающая способность космических средств». Поэтому в основу долгосрочного развития производительных сил региона, прежде всего, должен быть положен принцип наращивания и концентрации научного знания, а затем и использование производственного потенциала в наиболее перспективных областях и центрах, формирующих своего рода «очаги социально-экономической эффективности». По мнению вице-премьера, любой сценарий развертывания новых мега-проектов в Арктической зоне возможен лишь при активной мобилизации наших научно-технических возможностей, направленной на защиту национальных интересов.
«Естественно, говоря о российских интересах в Арктике, мы не монополизируем права на ее богатства, - отмечает Сергей Борисович. - Напротив, наша цель - выработка взаимоприемлемого для всех полярных стран режима освоения и использования имеющихся ресурсов. В современных геополитических реалиях крайне необходимо умение перевода потенциальных конфликтов в совместные, коллективные действия, с безусловным уважением суверенных прав той или иной страны». Как сказал Сергей Иванов, образцом подобных действий является недавнее подписание в Мурманске российско-норвежского договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Говоря о втором вопросе повестки коллегии, Сергей Иванов процитировал поручение президента страны правительству России относительно хода реализации инвестиционного проекта по развитию Мурманского транспортного узла: «Вопрос стоит на месте. Проработайте меры по активизации проекта».
«Комментарии, думаю, излишни, - сказал Сергей Борисович. - Я хочу отметить лишь, что у России не так много мест, где можно построить современный глубоководный незамерзающий океанский флот. Такая возможность имеется только у двух потов страны, и Мурманск - один из них, где имеется достаточная глубина и прямой выход к мировому океану круглый год!»
Сергей Иванов отметил, что даже на этом этапе Мурманский морской торговый порт по грузообороту показывает неплохие показатели, особенно это заметно на итогах работы в 2009 - кризисном году, когда грузооборот порта вырос на 30%. Вице-премьер выразил надежду, что в октябре этого года выйдет постановление правительства о создании в Мурманской области свободной экономической зоны портового типа. А это, по его мнению, даст ещё больший стимул к строительству порта. «И прежде всего, на западном берегу, - считает Сергей Иванов, - потому что нефть, уголь и всё, что не облагораживает город в экологическом смысле слова, вполне можно и нужно перенести на западный берег. А восточный берег можно отвести под быстрые и контейнерные грузы, пассажирский терминал для того, чтобы губернатор Мурманской области смог осуществить идею по созданию нормального «человеческого» облика морскому вокзалу».
По заверениям Сергея Иванова, очередь частных инвесторов, желающих войти сюда и вкладывать собственные средства в создание портовой зоны, в Мурманской области стоит немалая. К их числу можно отнести и угольщиков, и перевозчиков минеральных удобрений, и представителей современной рыбопереработки, и, что очень важно, представителей Объединённой судостроительной корпорации. «Последние, с учётом перспектив развития Штокмана, особенно заинтересованы в присутствии в регионе, - сказал вице-премьер. - По-моему мнению, самое главное в мурманской экономике - это транспорт».

Поделиться: