16:4312.10.10

Минздравсоцразвития РФ разъясняет свою позицию по вопросу оптимизации системы социального страхования

Минздравсоцразвития РФ разъясняет свою позицию по вопросу оптимизации системы социального страхования

ИА «Nord-news» уже сообщало о позиции Мурманского областного совета профсоюзов, регионального Союза промышленников и предпринимателейСеверной торгово-промышленной палате,  Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений к инициативе Минздравсоцразвития РФ, по оптимизации системы социального страхования, позволят сформировать бездефицитный бюджет Фонда социального страхования РФ на 2011-2013 годы.
«Проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» одобрен правительством и внесен в Думу.
Мы рассчитываем достичь согласия с социальными партнерами (профсоюзами и работодателями) по спорным моментам еще до рассмотрения законопроекта Государственной Думой», - пояснил заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин.
Юрий Воронин и председатель правления Фонда социального страхования РФ Сергей Афанасьев рассказали о четырех основных новеллах, содержащихся в документе.
Социальное страхование будет распространяться на людей, работающих на основе гражданско-правовых договоров.
Сейчас эта категория работников подлежит пенсионному страхованию и медицинскому, но исключена из базы ФСС.
Юрий Воронин: «Сложилась ситуация, когда люди, работающие по гражданско-правовым договорам с одной стороны не участвуют в солидарной системе, обеспечивающей выплаты по социальному страхованию, и с другой стороны, как следствие первого факта, не были защищены на случай временной нетрудоспособности и материнства. С получаемой по гражданско-правовым договорам оплаты труда страховые взносы работодателями в ФСС не платятся. Соответственно эти работники не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают в том же размере, что и неработающие граждане».
Такая ситуация использовалась некоторыми недобросовестными работодателями, для минимизации расходов на уплату страховых взносов. На крупных предприятиях доля выплат по гражданско-правовым договорам в объеме платежей физическим лицам составляет около 16,5%. На средних предприятиях эта цифра достигает 26%.
Переход к расчету пособий по беременности и родам на основе заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (сегодня этот срок 1 год).
Переход к расчету пособий из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая направлен на реализацию принципа эквивалентности между размером отчислений в Фонд социального страхования и уровнем страхового обеспечения застрахованных лиц. Пособие по социальному страхованию должно рассчитываться исходя из устойчивого заработка сотрудника.
«Ситуация, когда период выплаты пособия превышает период формирования социальных прав, - прямое нарушение принципа социального страхования. В первую очередь, это касается, работников, проработавших несколько месяцев перед уходом в декрет, - пояснил Юрий Воронин. - Более того, по данным ФСС, ряд недобросовестных работодателей, используя существующую ситуацию, создают схемы, позволяющими им, в сговоре с только что нанятым работником, зарабатывать на фонде соцстраха, сформированном в том числе и за счет отчислений с наших с вами зарплат».
Он добавил, что «одна из задач - настроить систему социального страхования так, что бы она не провоцировала возникновения мошенничества».
При выборе периода, учитывался опыт обязательного пенсионного страхования (трудовая пенсия исчисляется из заработка за двухгодичный период). Как показала практика, двухгодичный период наиболее объективно отражает реально получаемый работником заработок и позволяет исключить возможную несправедливость, причем как в сторону завышения размера выплат, так и в сторону занижения. В текущем году у человека может быть и более низкая заработная плата, чем в предыдущем.
Важно, что для «устойчиво» работающих и страхующихся людей социальных ухудшений не произойдет.
Изменение стажевых порогов для расчетов пособий по временной нетрудоспособности («больничных»).
В советское время при расчете «больничных» учитывался непрерывный стаж работы. С 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж был заменен страховым стажем, который определяется путем суммирования всех периодов работы застрахованного лица, независимо от причины увольнения и продолжительности перерывов в работе, а вот размеры пособия и соответствующие им стажевые пороги не пересматривались с 1972 года.
Создалась система в которой формирование социальных прав и последующие выплаты не находятся в прямой зависимости друг о друга, а это нарушение основополагающего принципа социального страхования.
Сегодня право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка имеет около 40 млн. чел. или около 80% застрахованных лиц. А значит, у большинства застрахованных лиц фактически отсутствует мотивация к возвращению на работу, поскольку, не работая, они получают ту же заработную плату в виде пособия по временной нетрудоспособности.
По рекомендациям Международной организации труда в работе системы социального страхования один из главных принципов - это сохранения мотивации у сотрудника к возвращению к трудовой деятельности.
Юрий Воронин отметил, что «Министерство отвергло предложение некоторых экспертов о том, что пособие по временной нетрудоспособности вообще не должно возмещать 100% утраченного заработка». Но были пересмотрены стажевые пороги: стаж более 15 лет - 100%; стаж от 8 до 15 лет - 80%; стаж менее 8 лет - 60%.
Реализация предложенных изменений позволит справедливо дифференцировать размер пособий по временной нетрудоспособности, исходя из объема и периода уплаты взносов. Тот кто больше и лучше работал получит более высокий размер компенсации в случае болезни.
Такой подход соответствует принципам, разработанным Международной организацией труда, в соответствии с которыми социальное страхование:
не должно требовать дополнительных бюджетных вливаний; должно сохранять у работника мотивацию возвращения к трудовой деятельности.
Обеспечивать больший размер пособий тем, кто внес больший вклад в формирование системы социального страхования
Увеличение количества дней «больничного», оплачиваемых работодателем, с 2-х до 3-х.
Ответственность за создание сбалансированной системы социального страхования должна равномерно распределяться между всеми сторонами. Именно поэтому предлагается увеличить количество дней «больничного», оплачиваемых работодателем.
«При этом говорить о существенном росте нагрузки на работодателя нет оснований. По расчетам, нагрузка на ФОТ увеличится на 3,7 млрд рублей, причем 1,5 из них - выплаты сотрудникам госучреждений», - пояснил Сергей Афанасьев.
Стоит отметить, что сам работодатель зачастую отвечает за здоровье своих сотрудников, уровнем условий труда и проведением профилактических мероприятий, например вакцинацией работников. Причем это касается не только, тех, кто работает на вредных или опасных производствах, но и офисных работников.
«Система социального страхования должна быть построена таким образом, чтобы работодатель был заинтересован в улучшении условий труда», - отметил Юрий Воронин.
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПОЗВОЛИТ:
Сбалансировать систему социального страхования БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УВЕЛИЧЕНИЯ НАГРУЗКИ НА БИЗНЕС (размер страховых взносов в Фонд социального страхования и база для их взимания увеличены не были); оптимизировать систему социального страхования, создав стимулы, как для работника, так и работодателя, добросовестно относится к своим обязательствам; защитить права некоторых групп работников, в том числе нанятых на основе гражданско-правовых договоров.

Поделиться: