07:0115.10.10

Арктические исследования позволят расширить внешние границы континентального шельфа России

Арктические исследования позволят расширить внешние границы континентального шельфа России

ИА «Nord-news» уже сообщало, что 14 октября в Архангельске прошла торжественная церемония встречи научно-экспедиционного судна «Академик Фёдоров», завершившего первый этап работ по обоснованию внешней границы континентального шельфа России в Арктике.
Как сообщает пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области, в порту «Экономия» флагман полярного флота России встречала делегация представителей Федерального агентства по недропользованию, регионального правительства, депутатов Госдумы и областного Собрания. Спустившись по трапу после швартовки, капитан НЭС «Академик Федоров» Валерий Викторов отчитался о результатах почти трехмесячного плавания в арктических льдах. «Все поставленные задачи выполнены, экипаж в полном порядке», - по-военному кратко доложил капитан.
Подробнее о результатах арктической экспедиции рассказал руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских. По его словам, изначально рассматривались три альтернативных варианта технической реализации первого этапа проекта по обоснованию внешних границ шельфа: с использованием судна «Академик Федоров», атомными подводными лодками или автономными необитаемыми аппаратами.
После детального рассмотрения проекта и его независимой экспертизы на предмет соответствия требованиям комиссии ООН, в качестве основного был признан первый вариант с использованием научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» при его проводке атомным ледоколом «Ямал».
Напомним, основная задача экспедиционных исследований - обеспечить включение в континентальный шельф России в Северном Ледовитом океане дополнительно 1,2 млн кв. км площади. В случае, если это удастся, Россия сможет претендовать на освоение богатейших запасов углеводородов, существенно расширит границы рыболовства и судоходства.
«Континентальный шельф может содержать до 20 процентов мировых запасов углеводородов. Здесь производится около 15 процентов отечественной рыбной продукции. Расширение российской зоны в Арктике стало важнейшей задачей ближайшего будущего», - высказал мнение заместитель губернатора Архангельской области по управлению природными ресурсами, агропромышленному комплексу и экологии Владимир Шишов.
Стоимость госконтракта на выполнение первого этапа работ по обоснованию шельфовых границ - более 1,1 миллиарда рублей. Средства использованы, в частности, на закупку ультрасовременного гидрографического оборудования, оснащение и обеспечение арктической экспедиции.
Как отметил куратор проекта по обоснованию внешних границ континентального шельфа, генеральный директор ОАО «Севернефтегаз» Иван Глумов, порядок обоснования линий внешней границы шельфа определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Согласно этому документу, юридический континентальный шельф включает в себя всю подводную окраину материка, то есть географический шельф, а также склон и подъем за пределами 200-мильной зоны.
Кстати, в настоящее время международная комиссия рассматривает заявки 58 прибрежных государств. У России в этом отношении есть определённое преимущество, как у страны, подающей дополнительные материалы по ранее представленным заявкам. Такие заявки будут рассматриваться вне очереди. Это дает возможность России после завершения всех работ в Северном Ледовитом океане уже в конце 2013 года представить в комиссию пересмотренную заявку и получить по ней положительное заключение.
В 2010 году свою главную задачу экспедиция «Академика Федорова» уже выполнила. В комиссию ООН будет предоставлена открытая информация, обосновывающая положение подножия континентального склона.
«Отрадно, что в целом эта граница отодвигается в сторону моря, естественным образом расширяя границы Российского шельфа», - подчеркнул в заключении руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских.
Эрнест Белокоровин, министр промышленности, транспорта и связи Архангельской области, прокомментировал итоги арктической экспедиции: «Возвращение «Академика Федорова» - историческое событие. Фактически Архангельск стал базой подготовки важнейших научно-исследовательских экспедиций в Арктику. Безусловно, у нас созданы и все условия для того, чтобы обеспечить эффективную работу администрации Северного морского пути. Именно из Архангельска отправляются суда, обеспечивающие гидрографические исследования. Действует морской торговый порт с большим потенциалом по увеличению грузооборота. Есть выходы на все ключевые транспортные узлы. Здесь на базе Северного (Арктического) федерального университета будут готовить кадры, в том числе и для арктических экспедиций. Мы в состоянии обеспечить авиационное сопровождение, провести спасательные работы в самых сложных ледовых условиях. Судостроительные и судоремонтные заводы обеспечат арктический флот всем необходимым. Мы не только хотим, но и готовы участвовать в освоении Арктики и развитии Северного морского пути».

Поделиться: