15:3925.10.10

Проблема развития атомного флота – актуальна, прорабатывается, но периодически забывается, если о ней не напоминать

Проблема развития атомного флота – актуальна, прорабатывается, но периодически забывается, если о ней не напоминать

Неделя работы депутатов Государственной Думы в регионах совпала с приходом в Мурманск атомного ледокола «Россия». Депутат нижней палаты российского парламента от нашей области Игорь Чернышенко не мог проигнорировать это знаменательное событие. Игорь Константинович встретил экипаж атомохода «Россия», передал морякам слова приветствия от известного полярника и руководителя научной экспедиции по высадке на дрейфующую льдину станции «Северный полюс-38» Артура Чилингарова и принял участие в пресс-конференции, прошедшей на борту ледокола.
Как ИА «Nord-news» уже сообщало, эта экспедиция была организована Санкт-Петербургским институтом Арктики и Антарктики Росгидромета и длилась 21 день. Полярная станция «СП-38» открыта в Чукотском море 15 октября.
ФГУП «Атомфлот», предоставивший в аренду атомоход, уже второй раз участвует в экспедиции по высадке полярной станции. Сегодня генеральный директор этого госпредприятия Вячеслав Рукша, его заместитель Андрей Смирнов, заместитель руководителя экспедиции, заместитель директора Санкт-Петербургского института Арктики и Антарктики Росгидромета Владимир Соколов и капитан «России» Олег Щапин поделились с журналистами подробностями состоявшегося мероприятия.
«Чтобы сохранить ведущую роль нашей страны на трассе Северного морского пути и придать импульс процессу развития атомного флота, необходимо предусмотреть в федеральном бюджете финансирование проектирования и строительства новой серии атомных ледоколов, - сказал Игорь Константинович. - Это будет сделано в соответствии с теми поручениями, которые даны председателем российского правительства Минфину и Минтрансу. На днях состоялось слушание проекта федерального бюджета на будущий год, и глава Минфина Алексей Кудрин сказал, что денег мало, но думать о выполнении поручения премьера он будет. Проблема развития атомного флота - актуальна, прорабатывается, но ещё немало усилий нужно приложить со всех сторон, чтобы дело продвигалось. Кудрин сделал вид, что эту тему немножко подзабыл, значит, о ней надо напоминать».
Вячеслав Рукша (фото 5) напомнил, что после посещения Норильска премьер дал поручение не только по строительству головного ледокола из серии атомоходов, которое должно было начаться еще в 2010 году, в рамках Федеральной целевой программы модернизации транспортной системы России. Владимир Путин впервые заговорил о строительстве 3-х универсальных атомных ледоколов в течение 10 лет с тем, чтобы в ближайшие 20-30 лет они выполняли государственные задачи и поддерживали коммерческие проекты, которые сегодня начинают работать.
Минтранс и Росатом получили поручение - представить в российское правительство программу комплексного развития инфраструктуры Северного морского пути.
«Сегодня одна из больших обид мирового сообщества заключается в том, что Россия намеревается в рамках международной конвенции подать в 2014 году в ООН материалы по защите континентального шельфа Арктики, - сказал Вячеслав Владимирович. - Другие страны этого сделать не могут, потому что у них нет ледоколов. Кстати, недавно с экспедиции по определению границ арктического шельфа вернулся наш атомоход «Ямал».
Владимир Соколов рассказал, что выполненный атомоходом «Россия» рейс был несколько необычен. Как известно, «Россия» вернулась с высоких широт Арктики в конце июня 2010 года, осуществив операцию по внеплановому снятию с льдины дрейфующей станции «СП-37» (льдина была разрушена в результате попадания в дрейфораздел - Авт.).
«Мы не собирались в этом году открывать «СП-38», что определялось в первую очередь финансовой составляющей и теми возможностями, которыми обладал на тот момент Арктический институт, - пояснил Владимир Тимофеевич. - Но было обращение Артура Чилингарова к президенту, поддержанное советником главы страны по климату Александром Бедрицким, в результате чего Дмитрий Медведев дал поручение по открытию станции - для обеспечения активного российского присутствия в высоких широтах Арктики. Нам удалось практически за 2 месяца собрать полярную станцию, которая обычно готовится 1 год. Институт успешно сработал с «Атомфлотом» и экипажем атомохода «Россия», который очень взвешенно и точно смог распределить время и силы, найти то ледяное поле, которое устроило учёных для проведения работ. Это было очень сложно, потому что 2010 год стал разрушительным для ледяного покрова высокоширотной Арктики. По площади льда он повторил 2008 год, а это значит, что климатические процессы в высокоширотной Арктике и в целом на планете продолжают претерпевать сильные изменения. Идёт процесс активного потепления.
Мы оставили на льду небольшой состав экспедиции в 15 человек. Станция развёрнута и даёт полномасштабные данные во все мировые центры, ведёт целенаправленные исследования гидросферы, океана и ледяного покрова в высоких широтах».
Владимир Соколов, отвечая на вопросы, пояснил, что экспедиция высажена на дрейфующую льдину площадью 10 км на 9 км. В эпоху развития ледового покрова, в прошлом веке подобные СП обычно работали два и более лет. Общий дрейф льда тогда составлял 100 км в сутки, скорость дрейфа могла достигать 1-2 км в час. Сейчас дрейф льда составляет в среднем 30 км в сутки. Льдина, на которой открыта «СП-38», проживёт полтора года. 

Первые данные о состоянии атмосферы и океана полярники представили уже 15 октября. Сегодня установлен ледовый буй, который автоматически выдаёт до 15-ти составляющих по ледовому покрову. Они оперативно поступают в систему глобальных телекоммуникаций и становятся доступны всему мировому сообществу.
Самая, пожалуй, главная из первых новостей «СП-38», - это подтверждение того, что океан очень тёплый. Это серьезный показатель, который говорит о том, что климатическая система планеты перестраивается. Достигла ли она пика потепления - непонятно, но ясно, что атмосфера и океан нестабильны. Как долго будет продолжаться этот процесс - пока непредсказуемо. Обычно он занимает порядка 15-20 лет. В периоды перестройки климатической системы планеты всегда наблюдается противонаправленный процесс: очень тёплое лето и холодная зима.
«Холодная зима не приводит к резкому увеличению площади льда, он будет всё равно активно разрушаться, потому что океан перегрет», - сказал Владимир Тимофеевич.
Капитан атомохода «Россия» Олег Щапин (фото 4) отметил отличную работу авиагруппы, которая в тяжелейших метеоусловиях показала высший класс.
Руководители «Атомфлота» рассказали о текущей и перспективной работе ледоколов. «Ямал» готовится к постановке в док, ориентировочно это будет 1 ноября. «Россия» собирается в очередной рейс по Севморпути для обеспечения безопасности прохода судов.
«Есть предварительная заявка, которая должна быть выполнена к концу ноября, а в декабре атомоход «Россия» будет заниматься проводкой ледокольного шведского судна «Викинг» из Чукотского моря, - сообщил Андрей Смирнов (фото 2, слева). - Сегодня, с окончанием работы научного судна Архангельского гидромета «Михаил Сомов», мы закрываем работу в западном секторе Арктике. Завершаются работы по прокладке трубопровода с полуострова Ямал на материк».
Вячеслав Рукша заявил о том, что даёт начало круглогодичной навигации по СМП транзитом. Второе направление работы ледоколов - проводка судов с очень лёгким ледовым классом в осенне-летний период, когда российская часть Арктики свободна ото льда.
«Эти два направления мы должны будем освоить в будущем году, - сказал Вячеслав Владимирович. - Не все грузы, транспортируемые по Севморпути, требуют круглогодичной продажи, часть их реализуется на потовом рынке не очень регулярно. Для решения коммерческих задач ледоколам необходимо иметь скорость не меньше 10 узлов, чтобы трассу СПМ проходить за 9 суток. Есть все условия, чтобы делать в режиме круглогодичной навигации экспериментальные рейсы танкерами-шаттлами, которые работают на Варандеевский терминал, и теми танкерами, которые построены под Приразломное месторождение. После проводки в этом году по СМП танкера «Балтика» мы договорились с компанией «Совкомфлот» о том, что первый рейс с ним попробуем осуществить в мае 2011-го, когда продолжается ледообразование. Скорее всего, этот танкер будут сопровождать 2 ледокола, а не один, как обычно. Уверен, что успешно в этом направлении будет работать новый универсальный ледокол мощностью в 60 МВт и ледопроходимостью в 3 метра, который будет построен, согласно госпрограмме. Он напоминает наш ледокол «Арктика» с проходимостью в 2,3 метра. Это важный показатель, потому что в летний период лёд достигает толщины более 2-х метров, раньше, в более холодные времена было до 4 метров. Ширина прохода в 34 метра - это оптимальный канал для шаттлов».
Как пояснили руководители «Атомфлота», ледоколы «Арктика» и «Сибирь» предназначены для утилизации. «Советский Союз» - пока в резерве, это связано с перспективой вступления в строй в 2016 году нового ледокола. Атомоход «Россия» в 2016-2017 году тоже встанет на утилизацию. То есть, больших ледоколов, может статься, в нашей стране уже будет не хватать. Мелкосидящих ледоколов, которые используются для исполнения снабженческих рейсов на север полуострова Ямал, в Обскую губу, - тоже. А ведь совсем недавно вышло распоряжение российского правительства об использовании мелкосидящих ледоколов для вывоза сжиженного природного газа морским путём.
«Нынешней зимой «Атомфлот» впервые получит контракт с газовой компанией «Новатэк», - сказал Вячеслав Рукша. - С развитием месторождений грузопоток по СМП возрастёт, и помощь ледоколов здесь будет неоценима».
Игорь Чернышенко (фото 3) сообщил о плане разработки в течение года государственной программы развития арктических территорий, куда войдут 7 регионов, включая Мурманскую область, которая обозначит своё присутствие всеми муниципалитетами. В 2011 году ожидается выход указа президента об административно-территориальном делении приарктических зон.

Поделиться: