14:5628.10.10

Российский союз промышленников и предпринимателей вывел рыбацкие дискуссии на новый уровень

Российский союз промышленников и предпринимателей вывел рыбацкие дискуссии на новый уровень

Вчера Москве состоялось первое заседание подкомиссии по рыбохозяйственному комплексу и аквакультуре РСПП. Обсуждение перспектив и проблем развития рыбопромыслового судостроения и прибрежного рыболовства проходило в формате «круглого стола». Новый рабочий орган был специально создан в структуре Российского союза промышленников и предпринимателей для решения вопросов развития рыболовной отрасли. Председателем подкомиссии утвержден глава Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. 
Значимость выхода на новый уровень работы рыбацкой общественности отметил присутствовавший на «круглом столе» руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. «Я очень рад, что рыбаки России вливаются в столь мощную и авторитетную организацию, которой является РСПП», - сказал он, напомнив, что уже неоднократно призывал рыбаков и переработчиков объединиться в серьезный союз. Однако до сих пор не удавалось получить необходимого синтеза интересов и возможностей для лоббирования мнения большинства представителей отрасли.
Открывая дискуссию, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов отметил, что обсуждение проблем рыболовной отрасли на нынешнем этапе невозможно без тщательного анализа правовых аспектов, серьёзных пробелов в законодательном регулировании. В частности, это касается регулирования вопросов прибрежного рыболовства и строительства рыбопромыслового флота.
Так, по его словам, предложение по введению «квот под киль» для стимулирования развития судостроения является весьма дискуссионным. Сегодня активные споры по этому вопросу удалось успокоить, но очевидно, что необходимо искать приемлемые пути стимулирования отечественного судостроения, которые не ущемляли бы интересов ни одной из сторон и не имели негативных последствий в целом для отрасли.
Стоит отметить, что анализу именно этого механизма, предложенного государством в качестве варианта поддержки отечественного рыбопромыслового судостроения, была посвящена основная часть заседания. Все выступавшие были едины во мнении - тот механизм стимулирования, который подразумевается сегодня под схемой «квоты под киль», не только не окажет должного эффекта, но принесет вред рыбохозяйственной отрасли.
«Не хотел бы вновь и вновь убеждать всех нас в том, что «квоты под киль» - неверное управленческое решение. Скажу лишь, что это попытка решить проблемы одной отрасли за счет другой - проблемы судостроения за счет российских рыбаков», - выразил позицию ведомства Андрей Крайний. - В итоге это приведет не только к переделу квот, переизбытку флота на валютоемких объектах промысла, но окажет «медвежью услугу» и самим судостроителям - для коренной модернизации своих верфей у них не будет никаких мотивов. В судостроении мы пропустили три технические революции Отчасти из-за этого мы не можем уйти сегодня от принципа серийного строительства судов, до сих пор толком не произошло разделения на гражданское и военное судостроение внутри верфей. К большому сожалению, мы вынуждены признать, что без использования импортных технологий и создания совместных судостроительных предприятий на территории России, на наш взгляд, сегодня не обойтись. Однако это не повод прекращать поиск путей стимулирования рыбаков для обновления флота. Необходимо искать экономические механизмы. Безусловно, надо включать систему господдержки, применять лизинговые схемы, субсидирование ставок. Есть и безопасный вариант использования квот - наделение судов в постройке теми долями, которые Россия имеет сегодня в открытой части Мирового океана или в зонах иностранных государств».
О правовых аспектах предлагаемой схемы «квот под киль» участникам заседания рассказал депутат Государственной думы, член комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Марат Загидуллов.  
«Базовым принципом действующего законодательства о рыболовстве является исторический принцип наделения долями квоты ВБР пользователя, а не судна, - сказал он. - Попытка ввести иной порядок наделения долями потребует полной ревизии действующего законодательства. Путем «вживления» двух статей ничего не решить - придется полностью переписывать закон. В настоящее время под идею «квот под киль» переписываются 13 статей ФЗ «О рыболовстве...», что повлечет изменение договоров с 1500 предприятий. Ставится под сомнение возможность крупных предприятий, уже заказавших новые суда и приступивших к модернизации мощностей, выполнить свои финансовые обязательства. Кроме того, изменение существующей схемы может привести к увеличению промыслового давления на ВБР и подрыву запасов в долгосрочный период, уменьшению объема ресурсов для действующих предприятий (особенно малых и средних), резкому ухудшению их финансового положения и негативным социальным последствиям».
Тему введения «квот под киль» продолжил в своем докладе председатель созданной подкомиссии, президент Ассоциации добытчиков минтая. Используя данные масштабных исследований, в частности, проведенных Всемирным банком совместно с ФАО ООН, Герман Зверев подробно рассказал о негативных последствиях, которые ожидают отрасль в случае введения так называемых «квот под киль».
«Ни в одной стране мира этот метод не вводился как средство развития судостроения. Везде «квота под киль» была способом ограничения аппетитов судостроительных компаний для того, чтобы снизить промысловый пресс на водные биоресурсы. При этом исторический принцип ни в одной стране мира не был поставлен под сомнение», - обратил внимание участников «круглого стола» Герман Зверев. - Основной же смысл «квот под киль» в российской интерпретации состоит в том, что доли квот предоставляются рыбакам в обмен на обязательство покупать отечественные суда. По сути, предлагается профинансировать строительство нового рыболовного флота за счет изъятых у рыбаков ресурсов. Идеологи «квот под киль» всеми правдами и неправдами стремятся переложить на рыбаков все инвестиционные риски и обеспечить гарантированный сбыт своих изделий независимо от их качества, стоимости и сроков изготовления. Введение «квот под киль» для избранных приведет к изъятию водных биоресурсов у остальных пользователей».
В связи с этим председатель подкомиссии РСПП призвал идеологов данной схемы внимательно изучить зарубежный опыт и правильно понимать сам термин «квоты под киль», не искажать его значение в угоду корпоративных интересов. В частности, он обратился к выводам, которые были сделаны экспертами Всемирного банка в известном докладе «Утопленные миллиарды. Экономическое обоснование реформ рыболовного промысла». Бездумное распределение «квот под киль» приводит по всему миру к последовательному наращиванию избыточных мощностей рыбопромыслового флота, падению производительности и снижению экономической отдачи от отрасли в целом.
Позицию судостроителей на заседании подкомиссии представлял генеральный директор ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» Игорь Орлов. Согласившись с наличием проблемы искаженности термина, он в то же время отметил, что сами судостроители, говоря о «квоте под киль», подразумевают, что расходы на строительство судов будут восстановлены.
«Речь не идет ни о каких глобальных переделах. Поэтому надо действительно чаще встречаться за одним столом, обсуждать проблемы, чтобы в итоге прийти к единому пониманию ситуации. У каждой стороны есть масса «за» и «против» по вопросу взаимодействия, но в итоге мы должны договориться. Потому что рыбохозяйственный комплекс без судостроения - это нонсенс», - выразил уверенность Игорь Орлов.
Представитель Объединённой судостроительноё корпорации признал, что уровень гражданского судостроения в нашей стране низкий, но процесс восполнения отставания уже запущен и идет вполне надлежащими темпами.
«Мы исходим из того, что в любом случае рыболовной отрасли необходима помощь государства, которое будет участвовать в обновлении флота. Но если новые суда будут строиться на деньги налогоплательщиков, то правильнее было бы тратить эти деньги в России», - отметил он.
При этом директор завода «Янтарь» отметил, что все пожелания рыбаков по характеристикам судов, срокам и стоимости судостроители готовы учитывать и максимально исполнять. Для этих же целей от лица ОСК Игорь Орлов выразил готовность изучить и дать сравнительную оценку проектов, предложенных рыбаками. Однако строительство судов на условиях разделения работ, когда на российских верфях предлагается закладывать корпус судна с установкой главных и вспомогательных механизмов, а затем передавать работу в иностранные компании для завершения работ, российские производители считают неприемлемым: «Черную работу для Запада мы не будем делать никогда», - констатировал участник заседания.
Что же касается прибрежного рыболовства, то, как отметил Геннадий Горбунов, определяющую роль здесь играет большое социально-экономическое, а для ряда регионов и политическое значение этого вопроса. «В ходе подготовки круглого стола мы получили многочисленные предложения из регионов по различным проблемам прибрежного рыболовства. И все они существенно различаются, что еще раз доказывает - одним одеялом Россию не накроешь.
Накануне, на встрече с рыбопромышленниками в рамках «Интерфиш» первый вице-премьер Виктор Зубков отметил, что рыбная отрасль должна ориентироваться на комплексное использование имеющихся ресурсов. К сожалению, пока мы не можем похвастаться успехами в этой области. В этой связи, мне кажется, наиболее актуальным является вопрос о расширении полномочий субъектов РФ при осуществлении прибрежного рыболовства - на местах гораздо проще оперативно регулировать текущие вопросы промысла. Тем более что примеры последних путин снимают многие вопросы», - отметил председатель профильного комитета Совета Федерации.
На заседании подкомитета прозвучало немало мнений и предложений по основным вопросам повестки дня от представителей законодательной и исполнительной власти всех уровней, от субъектов федерации, государственных ведомств и организаций и представителей бизнеса. Обобщенные рекомендации для ключевых субъектов принятия решений в рыбохозяйственной отрасли вошли в итоговое решение заседания, сообщает Росрыболовство.

Поделиться: