12:4029.10.10

Госзакупки в Мурманской области открыты лишь наполовину

Госзакупки в Мурманской области открыты лишь наполовину

Институт развития свободы информации (ИРСИ) обнародовал рейтинг российских сайтов госзакупок. По степени открытости информации сайт Мурманской области оказался на 38-м месте из 84. 
Наш региональный сайт госзаказа (gz-murman.ru) получил коэффициент открытости 55,89%.
Этот показатель выводят в Институте развития свободы информации, оценивая сайт примерно по 110 критериям. Все они, как утверждают в институте, разработаны с учетом требований закона и потребностей пользователей.
Наши ближайшие соседи по СЗФО в списке расположились следующим образом:
Архангельская область - 12-е место (63,32 %), республика Карелия - 33-е место (55,93%). Санкт-Петербург - на 38-м месте (55,32%), Москва - на 25-м (58,84%).
Самый открытый сайт - в Оренбургской области (79%). На «призовых местах» - республика Бурятия (77,27%) и Псковская область (76,55%). Замыкает список Брянская область (25,01%).
Эксперты ИРСИ указали на некоторые странности. На некоторых сайтах есть рекламные ссылки. Томская область живет почему-то в 110-м году, а на сайте Рязанской области можно найти документ с названием «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ _1 НОВЕЙШИЙ-ПРИНОВЕЙШИЙ».
Есть и положительные моменты: на ряде сайтов (Курган, Курск, Новосибирск, Оренбург) есть ссылки на программное обеспечение, позволяющее открывать все документы в нужных форматах. Сайты Красноярского края, Оренбургской и Тамбовской области опубликовали видеоуроки, которые обучают пользователя работе с интерфейсом сайта. Порталы Калининградской и Архангельской областей предусмотрели возможность видеотрансляции торгов.
Публикация в открытом доступе данных по государственным закупкам открывает массу возможностей для осуществления общественного контроля действий органов власти. Однако до тех пор, пока работа с сайтами по госзаказу будет усложняться за счет нагромождения новых проблем и отсутствия грамотного решения накопившихся старых, - говорить о каком бы то ни было общественном контроле и борьбе с коррупционными явлениями не приходится.
В январе 2011 г. должен состояться переход к единому Интернет-порталу, где аккумулируется вся информация о госзакупках в России. Пока сайт находится в тестовом режиме. Эксперты института находят там много хорошего в плане поиска информации. Они опасаются, что эти достоинства могут исчезнуть к моменту официального запуска сайта. Если представить себе техническую сторону вопроса: откроется единственный сайт, куда будет стекаться информация от, примерно 400 тысяч заказчиков. И нагрузка будет продолжать расти с каждым днем. Потребуются колоссальные мощности - и сможет ли такую нагрузку вынести новый портал - большой вопрос.
По мнению эксперта ИРСИ Анастасии Шартыновой, основные проблемы, имеющиеся на сайтах сейчас, и которые, вероятнее всего усугубятся с переходом на единый сайт госзакупок, это:
отсутствие полного пакета необходимых документов (проект госконтракта, протокол о проведенной закупке и пр.);
отсутствие необходимых ссылок (на реестр недобросовестных поставщиков, на сайты муниципальных образований);
отсутствие ряда информационных блоков (реестр контрактов, жалобы);
«фиктивная» поисковая система либо полное отсутствие навигации;
отсутствие Инструкции для поставщика о порядке пользования сайтом.
На сегодняшний день эксперты ИРСИ пришли к выводу, что рядовому пользователю, как и многим потенциальным заказчикам без должных «секретных» знаний работать с официальными сайтами по госзаказу непросто.
Деятельность в области госзаказов с недавних пор привлекла пристальное внимание российских активистов ЖЖ, - сообщает http://www.dp.ru/.
В середине октября один из чиновников Минздравсоцразвития РФ, опубликовавший скандальные заявки на сайте госзаказов, уволился по собственному желанию. Речь идет о трех тендерах, часть которых была позже отменена «задним числом». Претензии блогеров заключались в том, что под выполнение каждого из заказов отводился неправдоподобно короткий срок при очень высокой стартовой стоимости выполнения работ.
Логическое продолжение истории осветил в своем интернет-дневнике один из самых влиятельных блогеров последнего времени адвокат Алексей Навальный. После того как был "побежден" Минздрав, на адрес адвоката стали приходить в больших количествах новые ссылки на другие "подозрительные" заказы с госсайта. Большинство из них отличается опять же небольшим сроком исполнения при высокой стоимости.
Вот только некоторые примеры: программно-технический комплекс  для модернизации Центра нано- и микросистемной техники (139 млн рублей / 25 дней); разработка электронной образовательной среды для Минобрнауки России (48 млн рублей / не более 20 дней); разработка технических решений и поставка программного комплекса, диагностирующего структуру микро- и нанообъектов,  для Московского государственного института электронной техники (112,11 млн рублей / 25 дней).
«Вообще, скажу я вам, не ожидал, что в этой сфере творится такой реальный беспредел. Мне казалось, что тема высококонкурентная, люди работают крикливые, поэтому просто так на дурачка здесь не проскочишь. Но ведь это же АДЪ. Как мы можем ожидать развития отечественной IT-индустрии, если даже госзаказ закрыт? Все попилено», - уверяет Навальный.
«Я теперь вообще сомневаюсь, что существуют честные конкурсы по госзакупкам в нашей стране, а уж по IT их точно нет, - говорит Навальный в следующем сообщении, - Мои ранние рассуждения об откатах в 30% выглядят жалким лепетом, потому что мне сейчас пишут люди, которые на субподряде делают все эти проекты за 3-8% от суммы, которую платит заказчик. Чиновники забирают себе не менее половины, ещё процентов тридцать достается «победителю конкурса», а остальное идет тем самым ребятам, которые, как предполагается, и должны делать модернизацию».
Адвокат Навальный приглашает к сотрудничеству специалистов, способных дать экспертное заключение по каждому приведенному случаю. О ходе борьбы с возможными «распилами» он обещает информировать.

Поделиться: