16:1922.11.10

Введение на законодательном уровне предварительного платежа за электроэнергию поможет решить проблему неплатежей?

Введение на законодательном уровне предварительного платежа за электроэнергию поможет решить проблему неплатежей?

На сегодняшнем заседании «круглого стола», прошедшем в Мурманской областной думе, обсуждались проблемы тарифного регулирования в отношении электрической энергии для потребителей розничного рынка. На мероприятие были приглашены: представители сбытовых компаний «КРЭС» и «Колэнергосбыт», регионального управления по тарифному регулированию, комитета по развитию городского хозяйства заполярной столицы, областной Общественной палаты, региональной государственной жилищной инспекции, регионального комитета по сельскому хозяйству, Союза промышленников и предпринимателей, Северной торгово-промышленной палаты, руководители сельхозпредприятий. Заседание «круглого стола проводилось под эгидой комитета по экономической политике и хозяйственной деятельности Мурманской областной думы и прошло под председательством Валерия Горина (фото 2).
Генеральный директор ООО «КРЭС» Елена Присяжнюк (фото 3) рассказала депутатам и приглашённым о проблеме неплатежей и раскрыла тонкости договорных отношений между гарантирующим поставщиком электроэнергии «Колэнергосбытом» и потребителями.
Елена Анатольевна пояснила (позднее участники встречи подтвердили, что эта информация была довольно познавательна, поскольку позволила приоткрыть завесу указанных договорных отношений), из чего складывается окончательная цена за электроэнергию в розницу. Это цена, сложившаяся на оптовом рынке электроэнергии, плюс затраты сетевиков (в данном случае это - филиал МРСК «Колэнерго») на передачу электроэнергии и разбивку ей по мощности и плюс сбытовая надбавка. Движение денежных средств происходит в обратном направлении: от потребителей к производителям электроэнергии. Проблемы неплатежей на розничном рынке однозначно отражаются и на оптовом.
Сбор средств за полученную электроэнергию с населения ведёт исполнитель коммунальных услуг (ИКУ). Как пояснила Елена Присяжнюк, управляющие компании и ТСЖ, которые являются этими исполнителями, не всегда эффективно исполняют свою работу по сбору платежей с населения. По мнению сбытовиков, со стороны ИКУ отсутствует системный подход к решению вопросов рационального потребления электроэнергии и повышения энергоэффективности в многоквартирных домах. Да и сами граждане довольно неохотно оплачивают суммы, начисляемые за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды. Пополняют копилку причин неплатежей частое банкротство и смена исполнителей коммунальных услуг, а также несогласованность законодательства, регулирующего взаимоотношения субъектов рынка ЖКХ и электроэнергии. На данный момент существует 2 закона, диктующих правила взаимоотношений граждан с поставщиками коммунальных услуг - Жилищный кодекс и закон «Об электроэнергетике».
Сегодня платёжные документы по оплате коммунальных услуг в некоторых расчетных центрах оформляют  порой по непонятным нормативам, отметила генеральный директор ООО «КРЭС». Судя по ним, объем электроэнергии, транслируемой гражданам, меньше, чем передаваемый поставщиком. В Мурманской области более 95% поставляемой электроэнергии проходит через общедомовые приборы учёта. Даже если население будет на все 100% оплачивать поступающие счета, всё равно полностью за электроэнергию оно не расплатится.
В большинстве своём жители Мурманской области  мало что знают о реформе ЖКХ или же не согласны с ней, потому и не хотят оплачивать в полной мере коммунальные счета, сказала Елена Анатольевна. Управляющие компании не знают, что делать, чтобы цифры счетов стали меньше. Ими не была проведена работа по оценке состояния электрических сетей и электросчётчиков, более 60% которых имеют низкий класс точности. Недостающие объёмы падают на общедомовой счётчик и проставляются в квитанциях.
ИКУ не понимают, что население им платит, в том числе, и за эффективное управление ресурсом. Чтобы плата была ниже, необязательно требовать снижения тарифов - это ещё и вопрос энергосбережения.
Всё вышеперечисленное привело к тому, что самой эффективной борьбой с неплатежами стало ограничение потребления электроэнергии. И если предприятия в большинстве своём худо-бедно оплачивают счета за электроэнергию, то население у нас не платит даже не месяцами, а годами. В более чем половине домов Мурманска индивидуальные приборы учёта стоят в квартирах жителей, куда они проверяющих могут и не пустить. Порядок смены управляющих компаний уже определён, но точного его соблюдения пока ожидать не приходится.
Как вариант борьбы с неплатежами Елена Присяжнюк предлагает провести изменения в законодательство по обязательному внесению предварительного платежа (аванса) за электроэнергию, которая будет поставлена.
После доклада представителя сбытовой компании последовал ряд вопросов от депутатов. Об этом мы расскажем позднее.

Поделиться: