08:1125.11.10

Гарегин Тосунян: в обществе насаждаются идеи откровенной банкофобии

Гарегин Тосунян: в обществе насаждаются идеи откровенной банкофобии

После резкого падения в острый период кризиса потребительское кредитование населения в России сейчас постепенно восстанавливается. Его рынок прирастает на 2-4 процента в месяц, за год прирост может составить до 20 процентов. Однако выход на докризисные показатели, вероятно, возможен лишь в 2012-2013 г.г., сообщает Ассоциация российских банков.
Эти цифры назывались в ходе «круглого стола», состоявшегося вчера.
Принявший участие в дискуссии президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян обратил внимание на такую новую в кредитовании физических лиц тенденцию, как заметный рост доли государственных банков в этом сегменте рынка. Если, к примеру, до кризиса в ипотечном кредитовании доля госбанков составляла 50 процентов, то сейчас - 65 процентов. К концу 2011 участники рынка ожидают ее увеличения до 70 процентов.
Среди факторов, препятствующих развитию потребкредитования, он назвал стагнацию экономики и доходов граждан, а также распространение негативного отношения потенциальных заемщиков к банкам. Едва ли не всюду, сказал глава АРБ, в обществе насаждаются идеи откровенной банкофобии, отторжения кредитной системы. В этих условиях особенно важными становятся задачи распространения среди граждан финансовой грамотности. В их реализации должны активно участвовать как отдельные банки, так и система целом.
Разрешению конфликтных ситуаций между банками и клиентами, оздоровлению общего климата их взаимоотношений призван и созданный этой осенью по инициативе АРБ институт Финансового омбудсмена.
Касаясь проблем ипотеки, Гарегин Тосунян согласился с мнением, что в России ипотека, по сути, не стала социальной разновидностью кредитования. Несмотря на кризис, цены на жилье остаются высокими, недоступными даже лиц с доходами много высшего среднего. В этой сфере, считает он, государство должно действовать активнее и решительнее, как это было, например, в Канаде, где государство в свое время взяло на себя все риски ради обеспечения доступным жильем малоимущих слоев населения. Можно применить и другой зарубежный опыт - по дестимулированию столь распространенных у нас спекулятивных сделок. В России, пояснил он, ипотека в значительной степени представляет собой своего рода инвестиционный бизнес: люди зачастую покупают жилье не потому, что нуждаются в нем, а потому, что рассчитывают со временем выгодно продать его. 

Поделиться: