08:4425.11.10

Дмитрий Алабин: «Сегодня весь Северный морской путь никакие спасатели не прикрывают»

Дмитрий Алабин: «Сегодня весь Северный морской путь никакие спасатели не прикрывают»

Россия с нарастающей интенсивностью продолжает осваивать Арктику. Открытая полярная дрейфующая станция, споры из-за арктического шельфа и проверка Северного морского пути затмили прошедшую достаточно незаметно высокоширотную экспедицию по всей трассе СМП. Организатором выступила МЧС, исполнителем стало федеральное государственное учреждение «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» («Госакваспас»). Спасатели привлекли специалистов Российской академии наук.
Редакция портала  «Время новостей» попросила Дмитрия Алабина
(фото), начальника ФГУ «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения», рассказать об итогах экспедиции.
- Это самая длительная за всю 20-летнюю историю МЧС России экспедиция по трассе Северного морского пути. Морской спасательный буксир «Неотразимый», имея 37 человек на борту (экипаж, спасатели, специалисты МЧС и РАН), за 74 дня (с 21 июля по 9 октября) прошел более 10 тысяч миль по маршруту Архангельск--Анадырь и обратно. За 2010 год лишь четыре судна прошли по этому маршруту, да и то не в полном объеме.
Члены экспедиции работали на Архипелаге Новая Земля, в морских портах Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Бухта Провидения, Анадырь на Чукотке. В качестве дополнения к первоначально запланированному маршруту на обратном пути в Дудинке забрали научную группу и провели научные работы в восточной части Карского моря.
- Дмитрий Владимирович, что сделано на столь продолжительном во времени и пространстве пути?
- Специалисты для информирования МЧС определили фактическое состояние навигационного, гидрографического, аварийно-спасательного и материально-технического обеспечения Северного морского пути. Надо признать, что сегодня навигационная обстановка отслеживается слабо. Гидрографическое оборудование также пришло в упадок. Основными средствами для мореплавания, определения места судна стали спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС и GPS. В северных широтах они работают хорошо, в отличие от сотовой и других видов связи. МОРЕ Лаптевых, например, вообще мертвый для связи район. Раньше выручала азбука Морзе, сегодня же корабли напичканы электроникой, которая в северных широтах большей частью не работает.
- На трассе Северного морского пути немало мест захоронения ядерных отходов. Представляют ли они опасность для судоходства?
- Многие из этих объектов давно известны. Существует их реестр, который ведет МЧС. Вообще в этом документе значится более 20 тысяч подводных потенциально опасных объектов (ППОО) по стране -на Балтике, в Черное море, на Дальнем Востоке, есть даже в Ладожском озере. Но обследованы, оценены по степени возможного воздействия на экологию и жизнедеятельность населения далеко не все опасные объекты.
Члены экспедиции на «Неотразимом» провели мониторинг экологической обстановки и подводные работы по поиску и обследованию ППОО в районе архипелага Новая Земля. В частности, захоронений в заливе Цивольки. Здесь затоплено много объектов, содержащих радиоактивные вещества. В первую очередь была детально обследована реакторная сборка атомного ледокола «Ленин» и его реакторный отсек.
Состояние объектов в районе Новой Земли опасений не вызывает -такой вывод сделали специалисты Курчатовского института, бывшие в составе экспедиции. Впервые в практике работы «Госакваспаса» для постоянного мониторинга в районах захоронений были выставлены автономные устройства контроля за радиационной обстановкой. Это переход на качественно иной уровень наблюдения за подводными потенциально опасными объектами. В случае превышения допустимых значений устройства немедленно всплывут и передадут информацию, которая будет принята в МЧС.
- Отечественные и зарубежные судовладельцы и фрахтователи, обсуждая возможности в скором будущем использования Севморпути, говорят о необходимости создания здесь централизованной поисково-спасательной службы быстрого реагирования, способной в чрезвычайной ситуации оказать помощь в любой его точке. Будет ли создана в обозримой перспективе такая служба?
- Сегодня весь Северный морской путь никакие спасатели не прикрывают - ни МЧС, ни Минтранс. Оперативно сработать некому. Средств у спасателей не хватает катастрофически. Тому же буксиру «Неотразимый» 30 лет, второму судну «Госакваспаса», базирующемуся в Калининграде, 28 лет. Даже во время экспедиции, о которой мы говорим, буксиру «Неотразимый» пришлось на обратном пути спасать двух человек: в устье реки Колымы у их катера заглох мотор, катер понесло в Арктику.
Еще в двух случаях стечение обстоятельств не позволило буксиру оказать помощь. Первый раз во время шторма в Белом море, в горле которого потерпело крушение судно, поставляющее продовольствие в отдаленные районы. Второй -гибель буксира «Алексей Кулаковский» в районе порта Тикси. И в том и в другом случае требовалось двое суток для подхода, а это в условиях Арктики непозволительно много.
Есть поручение правительства России по развитию Арктического региона и дополнительному обеспечению безопасности в Российской Арктике. И МЧС России планирует создать на трассе Севморпути до десяти комплексных поисково-спасательных центров и отрядов с численностью сотрудников до 160 человек.
По результатам работы экспедиции определили места будущей дислокации центров МЧС: в Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке, Анадыре. Новые подразделения планируется оснастить пожарно-спасательным спецоборудованием для работы в арктических условиях, вертолетами со специально подготовленными экипажами, судами, катерами.
Задача центров и отрядов -обеспечить безопасность российских экономических проектов, жизнедеятельность в Арктике. Коллегия МЧС России утвердила концепцию проведения подводных работ специального назначения до 2014 года. Первым шагом в ее реализации стала разработка программы развития федерального государственного учреждения «Госакваспас». Есть и план нашего взаимодействия с другими ведомствами -Минтрансом, рыбаками, пограничниками ФСБ, Министерством обороны.
- Можно ли утверждать, что в случае потепления и увеличения интенсивности движения судов по Северному морскому пути безопасность будет достаточной?
- Да, если будут созданы центры и поисково-спасательные отряды МЧС. Но даже и без увеличения интенсивности движения по Севморпути создавать подразделения МЧС и «Госакваспаса» (как его составляющей) все равно нужно - в этих районах живут люди, которые ничем не защищены. Охотник в тундре, рыбак в море. В 200 милях от высокоширотной экспедиции в Чукотском море одно судно вышло в эфир: у члена экипажа аппендицит. До ближайшего медпункта на мысе Шмидта -сутки хода. Ледоколов на трассе сейчас, в отличие от советских времен, мало. У оставшихся, как правило, рейсовое коммерческое задание.
- Слухи о грядущем глобальном потеплении не преувеличены? Льдов действительно стало меньше?
- Значительно. Еще пять-десять лет назад ледовые проводки с помощью ледоколов требовались значительно чаще. Сейчас в навигацию (с июля по октябрь) вода практически чистая. Но Арктика непредсказуема и в любой момент может преподнести сюрприз, как правило неприятный, и к нему надо быть готовым.

Поделиться: