15:2826.11.10

Мурманская область не готова к ликвидации крупных разливов нефти

Мурманская область не готова к ликвидации крупных разливов нефти

Компания «Рамболь Баренц» подготовила доклад о возможностях совершенствования системы реагирования на аварийные разливы нефти в Арктике и ликвидации их последствий. К работе привлекались российские и иностранные эксперты.
- Мы рассмотрели эту тему с разных сторон, и пришли к неутешительным выводам, - рассказывает консультант консалтинговой компании «Рамболь Баренц» Наталья Белкина. - Есть много моментов, которым нужно уделять особое внимание. Нужно искать новые технологии, новые технические решения, потому что ликвидация разливов нефти в холодных морских водах это совсем не то, что в Мексиканском заливе. Но и там-то не особенно справились. Поэтому катастрофу такого масштаба здесь себе не хочется представлять. Хотя мы должны об этом думать.
- Мы определили районы повышенного риска - это подход к Кольскому заливу, потому что там сосредоточены пересечения всех судоходных путей и риски вырастают в 2 раза, - продолжает Наталья Белкина. - И, конечно же, это Белое море. Нами было рассмотрено его горло в различные сезоны. То есть, если в Баренцевом море ледовые условия - не очень сложные, то в Белом море это большая проблема.
Исследователи так же пришли к выводу, что в России несовершенное законодательство по данному вопросу. Нет единого органа, который бы им занимался - даже всемогущее МЧС не имеет полноты полномочий. Отсюда тем спасательным отрядам, что существуют в арктических регионах, не хватает оборудования, кораблей, самолетов, вертолетов, грамотных специалистов. Например, в Мурманской области 12 организаций имеют лицензию на ликвидацию разливов нефти, но только 3 из них могут это делать на самом деле. Две государственных и одна частная. А Мурманск, как известно, считается столицей русской Арктики.
- По нашей оценке, Мурманской области точно недостаточно тех сил и средств, что сейчас имеются. Кроме судов и оборудования, не хватает пунктов защиты берега, которые остро необходимы в наших условиях, потому что тот же Кольский залив - узкий, и у нас будет очень мало времени для того, что бы защитить берег. Это примерно 5 часов, - уверена исполнительный директор экспертной организации «Системы промышленной безопасности» Ольга Саркова.
И это в достаточно обжитом Кольском заливе. Что тогда говорить о малолюдном побережье. Ведь, например, для того чтобы судно ликвидации разлива нефти (ЛРН) дошло из Мурманска до Белого моря, - необходимо полтора дня, а согласно нормативам разлив должен быть локализован в течение 4 часов.
Ещё один важный аспект - для того, что бы эффективно собирать разлившуюся нефть, необходимо знать её особенности. Ведь нефть бывает разная - лёгкая, тяжелая и средняя. Соответственно, она и ведёт себя на воде по-разному, а значит собирать её нужно разными способами. Одну можно поджечь, другую надо обрабатывать специальным химическим раствором и так далее. В Мурманске есть организация, которая может в лабораторных условиях определять особенности нефти - Центр стандартизации и метрологии. Однако она не имеет государственного финансирования именно этих работ, и проблема эта так и не решается. А ведь важно создать базу данных о видах перевозимой нефти, что позволит также выявить виновника разлива и впоследствии взыскать с него экологические штрафы.
Кстати, многие специалисты называют самым эффективным способом нейтрализации разлившихся нефтепродуктов в Арктике - обработку их химическими составами. Они производятся в России, но вот только в закромах регионального МЧС их почти нет, да и распылять или рассыпать их на месте ЧП просто нечем. 
- Заказчиком рекомендаций по совершенствованию системы реагирования на аварийные разливы нефти выступило Министерство экономического развития России, исполняя решение Морской коллегии, которая в последний раз собиралась именно в Мурманске, -комментирует координатор нефтегазовых проектов Беллоны-Мурманск Нина Лесихина. - Мы приветствуем это начинание, но предстоит проделать огромную работу, как правительству страны, так и нефтегазовым компаниям. И следующим шагом должно быть принятие самостоятельного закона о защите морей от нефтяного загрязнения и введение обязательного страхования экологических рисков.
Для предотвращения аварийных ситуаций необходимо разработать эффективную систему экологического мониторинга в наиболее ценных и уязвимых районах северных морей создать зоны, свободные от нефтегазовой деятельности. А главное - определить на достаточном расстоянии от берега чёткие маршруты для транспортировки углеводородов. Всё это позволит выиграть время для реагирования и значительно уменьшить экологическую нагрузку на экосистемы региона.

Поделиться: