08:5826.11.10

Совет Федерации: большое число, созданных на Севере России поселений, имеют низкую эффективность и даже нежизнеспособность

Совет Федерации: большое число, созданных на Севере России поселений, имеют низкую эффективность и даже нежизнеспособность

Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов вчера провел парламентские слушания «О проблемах реализации полномочий органов местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». К участию в них были приглашены парламентарии, представители федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, научного сообщества.
Открыл дискуссию председатель комитета СФ Александр Матвеев. Он остановился лишь на некоторых, наиболее значимых, с точки зрения парламентариев, проблемах реализации полномочий местного самоуправления (МСУ) в северных регионах.  В частности, глава комитета отметил низкую эффективность и даже нежизнеспособность, большого числа созданных на Севере России поселений. Многие из них, не имеющие собственной доходной базы, не в состоянии осуществлять закрепленный за ними объем полномочий, констатировал Александр Матвеев. В ряде регионов, продолжал председатель комитета СФ, идет процесс объединения незначительных по численности населения муниципалитетов, укрупнение муниципальных образований, широко стала применяться практика делегирования полномочий на более высокий уровень управления.
Александр Матвеев высказался за необходимость учета особенностей северных территорий и соответственно организации МСУ в районах проживания коренных народов Севера и традиционной хозяйственной деятельности. Целесообразно, по его мнению, сочетать МСУ с общинным самоуправлением, а также учитывать то, что значительная часть коренных народов Севера занимается оленеводством и ведет кочевой образ жизни, перемещаясь по обширным территориям. Потому, с точки зрения председателя комитета СФ, обеспечение этой категории граждан муниципальными услугами может наиболее эффективно осуществляться теми учреждениями самоуправления, чья компетенция распространяется на всю территорию традиционного хозяйствования.
Председатель комитета СФ указал на возрастающий дисбаланс объема полномочий большинства муниципальных образований на Севере их материально-финансовым ресурсам. Он подчеркнул, что доходы большинства поселений формируются за счет трансфертов и МСУ практически лишены возможности влиять на бюджетную обеспеченность своих полномочий.
Отметив отсутствие государственных социальных стандартов, Александр Матвеев обратил внимание участников слушаний на то, что сегодня это требование исключено из всех регламентирующих документов. В результате, заявил он, МСУ при бюджетном планировании устанавливают их для себя самостоятельно, что ведет к дифференциации муниципалитетов.
Участники парламентских слушаний указали на наличие большого числа нерешенных проблем в реализации установленных законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (№ 131-ФЗ) полномочий органов местного самоуправления. В значительной степени, по их мнению, это обусловлено нерешенностью в ходе реформы местного самоуправления вопросов обеспечения МСУ финансовыми ресурсами, резким увеличением числа муниципальных образований при недостаточном учете их экономического потенциала, а также региональными особенностями. Как подчеркивали участники дискуссии, муниципальные образования на Севере обладают характерными только для них расходными обязательствами, например, теми, что связаны с обеспечением товарами и продукцией отдаленных районов с ограниченными сроками завоза грузов при почти круглогодичном отопительном сезоне. Однако все эти факторы, отмечалось в выступлениях, крайне недостаточно учитываются в законотворческой деятельности и правоприменительной практике.
Одной из основных причин существующих сейчас проблем в реализации полномочий МСУ является нерациональная территориальная организация местного самоуправления, которая слабо учитывает экономический потенциал и территориальные особенности многих районов и поселений. Именно потому, указывалось на заседании, ведется работа по укрупнению муниципальных образований. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе, где сейчас 38 сельских поселений, предполагается их сократить на 8 единиц.
С точки зрения экспертов, заслуживают поддержки предложения значительно расширить и законодательно закрепить возможность формирования местного самоуправления на малонаселенных территориях по одноуровневому принципу, сохранив только муниципальные районы и городские округа. Еще один вариант, по их мнению, - не формировать местную администрацию в населенных пунктах с небольшим населением, а ввести институт старост, либо предоставить возможность упразднять поселения с численностью менее 500 человек с передачей управления такой территорией администрации муниципального района.
В законодательстве, считают участники слушаний, должны получить отражение особенности организации МСУ в районах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. По словам специалистов, это могло бы быть сочетание общинного самоуправления с местным самоуправлением. Значительная часть коренных народов Севера, занимаясь в основном оленеводством, отмечалось в выступлениях, ведет кочевой образ жизни, перемещаясь по обширным территориям. Поэтому наиболее эффективное обеспечение их муниципальными услугами возможно лишь теми муниципальными органами, чья компетенция распространяется на всю территорию традиционного хозяйствования этих групп населения.
Реальное осуществление полномочий местного самоуправления невозможно без укрепления его финансово-экономических основ, подчеркивали выступавшие. Сейчас объем полномочий большинства из муниципальных образований на Севере никак не соответствует их материально-финансовым ресурсам. Если в 2007 году, например, в 33 процентах субъектов Федерации частично или полностью отнесенных к северным регионам, бюджеты муниципальных образований были исполнены с дефицитом, то в следующем году - уже в 45,8 процента, а в 2009 году - в 66,7. При этом дисбаланс доходов и расходов местных бюджетов увеличивается: в 74 процентах муниципальных образований темпы роста расходов местных бюджетов в последние годы превысили темпы роста доходов. Как указывалось на заседании, это стало следствием возрастания их расходных обязательств под действием различных удорожающих факторов при сохранении прежних доходных источников.
Среди проблем повышения уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований северных регионов России наиболее остро стоит необходимость расширения их собственной доходной базы. Пока же продолжает сохраняться неравномерность в распределении доходов между типами муниципальных образований, говорили участники слушаний. Так, в 2008 году в бюджеты городских округов поступило 52,6 процента всех доходов местных бюджетов северных территорий, в бюджеты муниципальных районов - 39,1, а в бюджеты поселений - 8,3 процента. Как было указано на заседании, к местным налогам отнесены сложно собираемые и незначительные по объемам земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Согласно озвученным на слушаниях данным, в 76 процентах северных субъектов РФ удельный вес всех налоговых доходов в общем объеме доходов местных бюджетах ниже среднего уровня по стране. Такой их объем не может обеспечить финансовую самостоятельность муниципальных образований, констатировалось участниками слушаний. Они обратили внимание органов государственной власти и управления на то обстоятельство, что объем налоговых доходов местных бюджетов, по их мнению, может быть увеличен за счет реализации мер, предусмотренных в Бюджетном послании президента России.
Как отмечалось в выступлениях, разработка прогнозов и планов, связанных с различными аспектами реализации полномочий МСУ, осложняется нечеткостью законодательных формулировок многих вопросов местного значения. В недостаточной степени в действующем законодательстве решены вопросы состава и целевого назначения муниципального имущества.
Одним из самых важных условий успешной реализации полномочий МСУ на Севере, подчеркивалось на заседании, является обеспечение муниципалитетов кадрами. Значительное число служащих не имеет необходимого уровня подготовки, а в местных бюджетах нет средств на их обучение. С точки зрения выступавших, должна быть создана более эффективная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для местного самоуправления.
Для решения всех этих проблем участники парламентских слушаний выступили с рекомендациями. Они будут представлены палатам Федерального Собрания России, правительству РФ, органам государственной власти и местного самоуправления субъектов Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам.

Поделиться: