09:2430.11.10

Вклад в промышленность стран Баренцрегиона в ближайшие 10 лет составит более 114 млрд евро

Вклад в промышленность стран Баренцрегиона  в ближайшие 10 лет составит более 114 млрд евро

В представленном обзоре реализующихся и запланированных инвестиций в промышленном и инфраструктурном секторе Баренцрегиона использованы материалы исследования, проведённого Университетом Оулу и Торговыми палатами Оулу и Лапландии, опубликованного YLE осенью этого года. 
Баренцрегион, как явствует из обзора, входит в начальную фазу беспрецедентного промышленного бума. Планы крупнейших инвестиций были подготовлены за последние годы с поразительной быстротой. В исследовании торговых палат севера Финляндии приводятся все известные на сегодня инвестиционные планы в Баренцрегионе, реализация которых намечена на ближайшие десять лет. Некоторые проекты уже стартовали, другие начнутся в скором времени.
Инвестиции на севере Финляндии составят 25,6 млрд евро, на севере Швеции - 17,5 млрд. В Северной Норвегии уровень инвестиций наиболее низкий среди всех секторов Баренцрегиона - 9,5 млрд евро, в России же на Кольском полуострове планируется вложить рекордные 62 млрд.
Кроме планов, упомянутых в исследовании, имеются и другие, что может поднять общую сумму инвестиций выше первоначальной оценки в 114,6 млрд евро. К примеру, есть планы нового алюминиевого завода в Северной Норвегии, рассматривается возможность строительства атомной электростанции под Оулу в Финляндии. Кроме того, большая доля норвежских инвестиций в нефтегазовом секторе в Норвежском и Баренцевом морях должна поступить после 2020 года.
Самой актуальной проблемой в Баренцрегионе является принадлежащая государству инфраструктура. Государственные и региональные капиталовложения в дороги, порты и ЛЭП ограничены, поэтому остро стоит вопрос о выборе приоритетов.
Главным движущим фактором инвестиционного бума в Баренцрегионе стали растущие цены на минеральное сырьё. Открываются новые горные выработки, расконсервируются старые.
К примеру, добыча железной руды расширяется в Баренцрегионе во всех четырёх странах: LKAB (Гялливаре-Кируна) увеличивает добычу, «Sydvaranger» (Киркенес)возобновила добычу на старых рудниках, горнодобывающая компания «Northland» открывает новые рудники на шведско-финской границе в районе Колари и Пайала, «Северсталь» вкладывает средства в Оленегорский рудник.
Железная руда - не единственное, что здесь добывают. «Норильский никель» активно вкладывается в медно-никелевые рудники в Заполярном на Кольском полуострове. 400 млн евро инвестируется новый медно-никелевый рудник в районе Соданкюля в финской Лапландии. В Квалсунде (губерния Финмарк, Норвегия) планируется возобновить добычу на заброшенных выработках. 
Среди других проектов можно отметить крупные инвестиции в Ловозерском районе Мурманской области и расширение добычи апатито-нефелиновой руды в соседнем Кировском районе.
В энергетическом секторе одним из важнейших инвестиционных проектов является строительство атомной электростанции к югу от Оулу. Перестройка же Кольской АЭС на предстоящее десятилетее, судя по всему, не запланирована. Ветроэнергетические парки вырастут на побережье Северной Норвегии, а ветропарк в районе Питео на севере Швеции станет крупнейшим в Европе.
Ещё один растущий сектор в северных районах Финляндии и Швеции - производство биотоплива.
Необходимо учитывать, что инвестиции в новые источники энергии тесно связаны с развитием системы линий электропередач - как в пределах национальных границ, так и трансграничных в пределах Баренцрегиона. У Норвегии и Финляндии имеются планы соединения своей системы ЛЭП с системой севера России.
Кроме того, в Норвегии первостепенное значение придаётся расширению пропускной способности ЛЭП на направлении север-юг, что необходимо для использования растущего энергетического потенциала северных районов.
Планируется масштабное развитие портов в северной части Ботнического залива - как в Оулу, так и в Норботтене, но главной ареной портового развития будет Мурманск, важнейший незамерзающий порт России. Рост движения на Северном морском пути, позволяющем сократить путевое время между Европой и Азией на две недели, также может привести к активному развитию портов в Северной Норвегии и Мурманской области.
Основная масса минерального сырья, которое планируется добывать на новых выработках в Баренцрегионе, будет направляться в Китай, а в данном случае использование Севморпути даёт экономию на транспортировке. Другими словами, Баренцрегион из окраины Европы превращается в активно развивающийся регион на важнейшем морском коридоре, ведущем к азиатским рынкам.
Поскольку доступ к портам обеспечивают железные дороги, инвестиции пришли и в этот сектор - новые линии планируются в направлении Ботнического залива и арктического побережья. В Финляндии и России вложены большие средства в электрификацию существующих железных дорог на территории Баренцрегиона, и это не предел.
В новых планах строительства железных дорог - линия на север от Рованиеми (Финляндия), сперва - до Соданкюля, а в дальнейшем, не исключено, до норвежского порта Киркенес на Баренцевом море. Ещё одна линия может соединить Колари (финская Лапландия) с Шиботном (Норвегия, губерния Трумс). В качестве альтернативы рассматривается модернизация железной дороги, ведущей от Колари к Ботническому заливу.
В Швеции в августе этого года была открыта скоростная железнодорожная магистраль «Ботния» до Умео. Планируется протянуть магистраль далее на 270 км на север, чтобы соединить Умео с Лулео. Предварительное решение по этому вопросу уже принято, в настоящее время идёт детальное планирование.
Запланированная железнодорожная магистраль Белкомур, которая пройдёт через Республику Коми до Архангельска, будет финансироваться из средств инвестфонда РФ. Такое решение приняли в прошлом году члены инвесткомиссии РФ. В период до 2020 года эта магистраль будет объектом крупнейших инвестиций в железнодорожном секторе во всём Баренцрегионе.
Крупнейшие в Баренцрегионе инвестиции будут сделаны в освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море и, в частности, создание береговой инфраструктуры в Териберке к северу от Мурманска. В крупнейший в истории промышленный проект за Полярным кругом будет вложено несколько десятков миллиардов евро.
В норвежском секторе Баренцева моря в эксплуатации находится одно-единственное месторождение природного газа «Снёвит» («Белоснежка») с СПГ-заводом на о. Мелкёйа в Хаммерфесте (губерния Финмарк). Ведутся работы на нефтяном месторождении «Голиаф», которое должно дать первую нефть в 2013 году. В этом году в Норвегии было открыто большое количество лизцензий на пробное бурение в Баренцевом море, а подписанное недавно с Россией соглашение о разграничении морских пространств в Баренцевом море может дать импульс расширению поисковых работ в восточной части норвежского сектора Баренцева моря в ближайшие годы.

Поделиться: