16:5401.12.10

Со второй половины февраля - начала марта 2011 года в Мурманской области не исключаются массовые, неконтролируемые отключения объектов от газоснабжения

Со второй половины февраля - начала марта 2011 года в Мурманской области не исключаются массовые, неконтролируемые отключения объектов от газоснабжения

В депутатских слушаниях, прошедших вчера в Мурманской областной думе по ситуации, сложившейся в сфере энергоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве, принял участие Александр Черненко, генеральный директор ОАО «Мурманоблгаз».
«Я хочу обосновать предложения, которые мы предлагаем в резолюцию по итогам депутатских слушаний, - сказал Александр Сергеевич. - Хотелось бы, чтобы до декабря текущего года утверждались тарифы на те коммунальные ресурсы, которые мы продаём в будущем году. А мы знаем только предварительные цифры. В прошлом году документ о тарифах был подписан 26 декабря, 28 декабря получили на руки. Пока подали информацию в газеты, пока пообщались со своими контрагентами, потребителями. В общем, была запарка перед новым годом. Нужен хотя бы минимум месяц, чтобы мы могли взвешенно работать по новому тарифу.
Временных моделей тарифов в мире существует много, наиболее эффективными считаются те, что сроком на 3-5 лет. Вначале они загибаются как можно выше, в связи с чем появляется возможность у газовиков инвестировать в производство, закупать новое оборудование. Через каждый год задирать такие тарифы, конечно же, никто никому не даст. Практика показывает, что при одномоментном росте тарифов темпы этого роста получаются даже меньше, чем инфляции. Хотелось бы, чтобы то же самое применялось у нас.
К сожалению, представителей исполнительной власти, прокуратуры уже нет, они ушли со слушаний, прежде чем мне удалось взять слово. Это слово предназначено для них. Раньше, до 2005 года, органы исполнительной власти Мурманской области всеми правдами и неправдами сдерживали рост тарифов. В Мурманске, несмотря на его удалённость от нефтеперерабатывающих заводов, а также наличие у людей «полярок» и коэффициента, всегда был один из самых низких тарифов в стране. Когда получилось, что «Мурманоблгаз» сработал с 90-миллионными убытками в 2004 году, нам дали тариф в 137% - рост в 2,37 раза. Но рост за счёт сдерживания нормативов потребления, тарифов рано или поздно превращается в катастрофический рост.
Как обстоят дела по сжиженному газу у наших соседей? В Карелии длительное время была война между газовиками и мэрией Петрозаводска, потому что мэрия устанавливала тарифы на одного человека по потреблению газа без приборов учёта. Эта проблема решалась 5 лет с боем, отключались от газа на недели целые квартала. В итоге пошли на компромисс - сделали норматив не 6 кг, которые не обеспечивали доходную часть, а 7,2 кг. В Мурманске средний норматив составляет 6 кг. У нас - тариф повыше.
В Ленобласти есть транспортировка природного газа и реализация сжиженного. Убытки от реализации сжиженного газа в 90 млн рублей покрываются за счёт транспортной составляющей природного газа. Так выживает «Леноблгаз».
Бюджетное финансирование «Архангельского облгаза» в прошлом году составило 70 млн рублей, в этом - 90 млн. Таким образом власти стараются не допустить очень высокого тарифа, потому что сжиженный газ - это не голубое топливо, а просто золотой газ за счёт его потребления на дальнем расстоянии от нефтеперерабатывающих заводов.
В настоящий момент, как я знаю, в верхах проходит согласование по версии Мурманской области предложение о снижении норматива потребления газа на одного человека при отсутствии приборов учёта с 6 кг до 4,65 кг. Если тариф увеличится, - как нам сказали, на 17%, и снизится норматив, то со второй половины февраля - начала марта будут массовые, неконтролируемые отключения объектов от газоснабжения. Просто средств на то, чтобы закупить газ, не будет хватать. Мы будем принимать все меры для того, чтобы норматив, сложившийся в 2008 году, не прошёл. Но уверенности в этом у меня нет. Поэтому хочу обратить внимание депутатов (к сожалению, у вас здесь не полный состав, если потребуются дополнительные пояснения, готов их дать): по факту норматив не всегда означает - правильно. Надо смотреть по методикам, которые подготовлены Минрегионразвития - они являются нормативно-правовой основой для того, чтобы утверждать эти нормативы. Я имею в виду там, где нет приборов учёта.
Предлагаю установить приборы учёта в квартирах нанимателей государственного и муниципального жилого фонда за счёт средств собственника. Не там, где действует договор социального найма, а в обменном, маневренном фонде, куда люди переселяются, например, из ветхого жилья, но не регистрируются по месту проживания. А норматив потребления действует на одного зарегистрированного (проживающего).
По моим данным трёхлетней давности (более новых не нашёл), в Мурманске в 5,5 тысячи квартир никто не зарегистрирован вообще, но люди там проживают. Поскольку далеко не везде установлены приборы учёта, получается так: если взять 241 рубль и умножить хотя бы на 1 квартиру, то получается, что мы недополучаем 1,2-1,4 млн рублей в месяц, по году - 14 млн рублей. И эту «дыру» оплачивают другие люди, которые зарегистрированы в квартирах, где есть приборы учёта.
В Московской области губернатор принял такое решение: при регистрации в квартире и недоказательстве фактов непроживания взимается плата по нормативу, как за среднестатистическую семью, проживающую в Московской области, в 2, 23 человека. У гражданина есть право прийти в квартиру, где он не проживает, отключить там газ, установить пломбу. Он может написать соответствующее заявление в облгаз, потому что обязать человека зарегистрироваться газовики не могут. Может, скоро и вообще регистрация как таковая отпадёт. В Питере сделали иначе, решили так: если частная квартира - без регистрации, то плата за газ делится на количество собственников.
Теперь по поводу спорных тем, которые здесь поднимались. Я считаю, что при передаче многоквартирных домов от одной управляющей компании к другой, долги должны передаваться тоже.
По вопросу платежей населения, возможностей, бедности, нищеты жителей. Мы разослали уведомления о приостановке подачи газа в дома Октябрьского района Мурманска, находящиеся в управлении компании «Жилкомсервис». У нас есть на это правовые основания, пока на облгаз выливаются только эмоции, но там, где УК не среагируют на наши предупреждения, будем принимать меры. В ответ на наше предупреждение из «Жилкомсервиса» пишут: сообщаем, что оплата населения за ЖКУ составляет 82% и в полном объёме не производится. А пункт совместного договора о нашем праве приостановки подачи газа заведомо не соответствует существующей практике. То есть мы не имеем права наносить людям моральный вред, материальный ущерб, размер которого несопоставим с потерями газоснабжающей организации. Температуру теплоносителя можно снизить, напор воды - тоже, а газ, как и электроэнергия, или он есть, или его нет. Он отключается самопроизвольно, а доставка ближайшая - из Киришей, которые с нами уже не хотят работать. Мы работаем с дальними поставщиками, доставка от которых по времени составляет 2 недели. Эта управляющая компания, которую я упомянул, расписывается в полном бессилии.
Эффективность менеджмента в Мурманской области такова: долг населения «Мурманоблгазу» в 2005 году составил 18 млн рублей, в 2006 году - 17 млн, затем 18 млн, 19 млн. То есть рост долгов - мизерный. В 2009 году мы с 22 млн рублей сократили долг - поднажали, до 16 млн. В этом году за 11 месяцев долг составил 42 млн рублей.
Сбор платежей за ЖКУ в Мурманске всегда составлял 98-99%, пока были отдельные квитанции, и деньги шли непосредственно через МРИВЦ - к нам. Когда стали собирать деньги от населения УК, результат вылился в плачевный - 87%. К примеру, в Апатитах - 99-100% оплачиваемость платежей за газ, в Североморске - 100%, в Кандалакше - 95%, в Мурманске - 87%».

Поделиться: