16:2903.12.10

Муниципальные органы власти заинтересованы в том, чтобы качество оценочного бизнеса улучшалось

Муниципальные органы власти заинтересованы в том, чтобы качество оценочного бизнеса улучшалось

Сегодня в Региональном центре ценообразования в строительстве состоялся «круглый стол» по наиболее актуальным вопросам в оценочной деятельности Мурманска и Мурманской области. Проведение мероприятия было приурочено к прошедшему 27 ноября Дню оценщика. В работе «круглого стола» приняли участие исполнительный директор РЦЦС Андрей Чертков (фото 1), начальник отдела управления и приватизации муниципальной собственности комитета по управлению муниципальным имуществом города Мурманска Юрий Стебловский (фото 2), специалист по работе с залогами мурманского филиала ОАО «ВТБ Северо-Запад» Дмитрий Евдокимов (фото 3), а также руководители и специалисты оценочных организаций Мурманской области.
О текущей ситуации на рынке оценочных услуг участникам встречи рассказал Юрий Стебловский. Как сообщил начальник отдела управления и приватизации муниципальной собственности комитета по управлению муниципальным имуществом города Мурманска, заказов на оценку имущества в областном центре обычно не очень много, а вот компаний, осуществляющих оценочную деятельность в одном только Мурманске достаточно много. Из-за этого конкуренция между ними очень высокая. И часто отмечаются факты недобросовестной конкуренции. «Например, у нас был случай, когда 55 объектов оценки ушли по результатам котировок за 5500 рублей, - рассказывает Юрий Стебловский. - Это яркий пример той проблемы, которая сложилась в оценочном бизнесе».
Ситуацию, которая вызывает недовольство у участников этого рынка, начальник управления и приватизации описывает следующим образом: муниципалитет объявляет конкурс на оценку того или иного имущества, которое должно быть представлено к продаже. В соответствии с Федеральным законом № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» муниципальный орган на аукционной основе должен выбрать победителя конкурса: того, кто за меньшие деньги сможет осуществить требуемую работу. И цена таких работа часто значительно меньше реальной стоимости: по тысяче рублей за объект вместо 10 тысяч рублей, например. С законодательной точки зрения здесь придраться, казалось бы, не к чему, но возникает вопрос, почему некоторые оценочные предприятия готовы работать по такой низкой цене? Как предполагают участники «круглого стола», здесь просматриваются факты коммерческого подкупа. Схема выглядит так: оценщик предлагает наименьшую стоимость своих услуг и выигрывает конкурс; затем он идёт к лицу, которое планирует приобрести имущество, выставленное на продажу, и которое оценщик собирается, собственно, оценивать. Оценщик обещает покупателю несколько занизить реальную стоимость оцениваемого имущества за некое материальное вознаграждение.
Итог такой работы печален: в выигрыше все, кроме комитета. Например, весь пакет оценочных заказов органа в 2010 году составил всего 1 млн рублей.
«Все мы понимаем те процессы, которые происходят на рынке оценочных услуг, - говорит Юрий Стебловский, - но мы - комитет - ничего сделать не можем. Закон не позволяет. Я могу своей волей заявку на участие в конкурсе не принять от тех компаний, которые систематически занижают стоимость продаваемого имущества, руководствуясь лишь своими догадками или внутренним понимаем сути дела. Но меня тогда оштрафуют за нарушение закона. Сегодня у нас нет рычагов контролировать и пресекать эти процессы». Представитель Российского общества оценщиков Константин Языков в качестве одного из шагов решения этой проблемы предложил обратиться в Управление федеральной антимонопольной службы. «Ведь в данной ситуации на лицо недобросовестная конкуренция. Можно и в прокуратуру идти, сославшись в заявлении хотя бы на статью «коммерческий подкуп», - говорит Константин Языков. По его словам, на федеральном уровне уже ведутся разговоры о внесении изменений в закон о государственных и муниципальных закупках, которые, в частности, должны будут позволить при проведении аукционов на осуществление оценочной деятельности руководствоваться не только ценовым параметром, но и другими важными составляющими этих услуг.
Во время обсуждения от участников «круглого стола» поступило предложение о создании реестра недобросовестных лиц или компаний, чтобы не допускать их на участие в конкурсах.
Есть у заказчиков оценочных услуг претензии и к подготовке отчётов оценочными компаниями. «Те данные, которые вы пишите в своих отчётах, должны быть проверяемыми, они должны быть объективны, - обращается к представителями оценочных организаций Юрий Валентинович. - Важно не просто предоставить информацию об объекте, но и объяснить почему цифры именно такие, а не другие. Объяснить каждое значение, откуда оно взялось. Ведь у вас наверняка есть своя база для сравнения. Так укажите всё, чтобы мы смогли проверить ваши цифры. Мы уже устали отказывать в приеме отчётов по той причине, что они не полноценны или необъективны. Муниципальные органы власти заинтересованы в том, чтобы качество оценочного бизнеса улучшалось».
Как сказал Дмитрий Евдокимов, специалист по работе с залогами регионального филиала банка «ВТБ Северо-Запад», в последние месяцы в банковской среде наблюдается тенденция к повышению требований к качеству, содержанию и форме отчётов оценщиков. Он рекомендовал участникам «круглого стола» ознакомиться с рядом важных законов и документов федерального уровня для того, чтобы избежать ошибок в своих отчётах, особенно при работе с такими структурами как Росимущество. Он рекомендовал изучить новые правила Сбербанка, регламентирующие взаимоотношения с оценщиками. 
По итогам «круглого стола» участники планируют подготовить пакет предложений по внесению изменений федеральное законодательство в части взаимоотношения с исполнителями оценочных услуг и их ответственности за выполняемые работы.

Поделиться: