07:0006.12.10

Гарегин Тосунян: «Состояние банковской системы за последние 2 года с точки зрения экстенсивных показателей ухудшилось»

Гарегин Тосунян: «Состояние банковской системы за последние 2 года с точки зрения экстенсивных показателей ухудшилось»

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, сопредседатель комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по банкам и банковской деятельности, выступил 2 декабря на заседании этой комиссии. Его доклад был посвящен стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, которую Минфин и Банк России собираются внести на утверждение в правительство до конца года.
Гарегин Тосунян отметил необходимость дальнейшего реформирования банковской отрасли, сказав, что, к сожалению, общественность «на более раннем этапе» не была привлечена в полной мере к подготовке проекта документа. Поэтому «есть о чем дискутировать», сказал он. Надо собрать как можно больше мнений, чтобы доработать документ. Тем более, что многое учитывается разработчиками, и уже появилась новая редакция стратегии.
В проекте затронуты основные актуальные вопросы, беспокоящие банковское сообщество на текущем этапе, сказал докладчик. «Ключевые идеи, заложенные в документе, стратегически значимы», - отметил президент Ассоциации российских банков. Это и активное использование инноваций, и высокий уровень капитализации, транспарентность и рыночная дисциплина...
Вместе с тем по вопросу перехода от экстенсивной модели банковского бизнеса к интенсивной модели глава АРБ сказал, что, по его мнению, эти понятия могут быть альтернативными. Очевидно, что экстенсивный рост ключевых показателей банковской системы происходит по мере развития производства и потребления. Однако для увеличения доступности банковских услуг по цене и объёмам необходимо существенное увеличение их количества, что не предполагает прекращение экстенсивного роста. «Доросли ли мы по количественным параметрам до «интенсива», или нас это уже не интересует?» - обращаясь к аудитории задал вопрос докладчик.
В проекте стратегии встречаются моменты, связанные с так называемым процессом консолидации, нижней планкой капитала банка. Однако это идет вразрез с идеей обеспечения конкуренции. Ставятся задачи по развитию инфраструктуры, увеличению доступности банковских услуг, но в то же время отмечается необходимость концентрации банковского бизнеса.
«Надо оценивать ситуацию в банковской сфере как не идеальную ни с точки зрения качества, так и ни с точки зрения роста, - сказал Гарегин Тосунян. - При тех темпах роста, которые были до 2008 года, мы находимся пока не на самом лучшем этапе. Состояние банковской системы за последние 2 года с точки зрения экстенсивных показателей ухудшилось. Забывать об этом и отказываться от динамики роста, в том числе количественного, было бы неправильным».
Проводя сравнение с тем, как зарубежные страны перенесли кризис, он отметил, что «они не стагнировали в вопросах кредитования так, как мы, они не имели тот масштаб инфляции, который привел нас к стагфляции, а, наоборот, имели дефляцию. Они не имели, здесь я применю новый термин, таргфляцию, имея в виду инфляцию, источником которой является тарифная политика».
Низкая конкурентоспособность у нас обусловлена ограниченностью низкой ресурсной базы, констатировал докладчик. Где брать деньги? В новом варианте проекта стратегии помимо страховых депозитов уже добавлен пункт о долгосрочных (порой называемых безотзывными) вкладах. Однако закона о них еще нет. Важно закрепить его в стратегии и в плане мероприятий по реализации стратегии. Вообще говоря, депозиты на срок более 3 лет занимают всего 7 процентов общего объема. Из-за этого страдает экономика, требующая долгосрочных вложений, а, значит, и банковская система.
Выступавшие - представители региональных банковских объединений, кредитных организаций, депутаты Госдумы и ученые - отмечали, что проект стратегии нуждается в доработке. В частности, банковская система должна быть ориентирована на реализацию экономической стратегии страны. В документе следует четче отразить роль региональных банков, обозначить приоритеты развития банковского рынка, разработать предложения по повышению инвестиционной привлекательности российских банков. Необходим и анализ противоречий действующего законодательства, поскольку, например, закон о защите прав потребителей уже начинает превалировать над банковским законодательством.

Поделиться: