17:5206.12.10

Правительство собирается приструнить контрольно-надзорные органы?

Правительство собирается приструнить контрольно-надзорные органы?

Правительство намерено поправить более чем 60 федеральных законов, регулирующих основные виды экономической деятельности, начиная от оказания услуг потребителям до естественных монополий, чтобы окончательно навести порядок в деятельности контрольно-надзорных органов, сообщает www.rg.ru.
Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму и готовится к рассмотрению. По мнению разработчиков документа, вносимые изменения направлены, во-первых, на формирование целостной системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации. Во-вторых, они должны способствовать реализации мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля.
Эксперты в области права считают, что в случае принятия законопроекта последствия будут крайне неприятными для бизнеса. По их мнению, предлагаемые изменения окончательно развязывают руки проверяющему органу и полностью выхолащивают нормы 294-ФЗ.
Первая часть поставленных задач нареканий не вызывает, поскольку изменения консолидируют надзорные функции в руках федеральной власти, оставляя возможность контроля не только за предпринимателями, но и за проверяющими на региональном и муниципальном уровнях. Вызывают сомнения реализация мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вносимые поправки, по мнению экспертов, полностью «обезвреживают» Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля...». Они затрагивают одну из существенных преград на пути злоупотреблений со стороны проверяющих органов - обязанность уведомить проверяемого о предстоящей проверке (предусмотрено п.12 ст. 9 и п. 16 ст. 10 ФЗ-294 от 26.12.2008). Новые инициативы, отмечают эксперты, прямо предусматривают недопущение уведомления проверяемого о проведении внеплановой проверки, что возвращает заинтересованных лиц к состоянию дел до принятия вышеупомянутого федерального закона.
Предлагаемые изменения, по мнению экспертов, окончательно развязывают руки проверяющему органу в безграничном использовании п. 12 ст. 10 закона. При малейшем подозрении на то, что «обнаружены нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами», а также «в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер», государственный орган контроля «вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно». При этом обязанность согласования таких действий с органами прокуратуры считается исполненной «посредством направления документов в органы прокуратуры в течение 24 часов».
«Если обратить внимание на условия, при которых прокуратура должна отказать в проведении внеплановой выездной проверки, обусловленные п. 11 ст. 10, то становится понятно, что прокуратура откажет исключительно при несоблюдении формальностей подачи типовой формы заявления о согласовании проверки, - пояснил изданию Владимир Рябинников, генеральный директор московской юридической фирмы «Рябинников и партнеры». -Таким образом, закон особенно больно бьет по малому и среднему бизнесу. Ведь теперь для осуществления внеплановой выездной проверки предпринимателя достаточно простого письменного заявления потребителя, не подкрепленного никакими договорными отношениями с компанией, против которой оно пишется».
По данным Минэкономразвития РФ, сегодня большинство проверок и так приходится на малый бизнес - 54% от общего числа проведенных проверок. Причем для некоторых федеральных органов исполнительной власти наблюдается аномально высокая доля проверок.
Бизнесу, по мнению экспертов, также необходимо обратить внимание, и на то, что поправки существенно пересматривают положения Закона «О защите прав потребителей».
Авторы законопроекта предлагают сделать понятие государственного надзора более развернутым и расширить полномочия надзорных органов. Например, поручить им не только выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, но и составление протоколов об административных правонарушениях, то есть, по сути, привлечение к ответственности нарушителей.
Помимо этого, по мнению экспертов, представители госнадзора в случае принятия документа получают возможность иметь активную позицию в судебных делах, так как смогут самостоятельно обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, а не играть, как это происходит сейчас, пассивную роль привлеченных к участию.
Конечно, законопроект несет и положительные моменты. Он оставляет возможность контроля не только за предпринимателями, но и за проверяющими на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, он убирает двойное толкование законодательных норм.
По словам вице-президента общественной организации «Деловая Россия» Александра Галушки, сегодня многие недобросовестные чиновники в зависимости от своей выгоды используют нормы отраслевых законов, в которых основания для проведения проверок их частота и т.д. отличаются от закона 294-ФЗ. Законопроект, по мнению эксперта, эти лазейки закрывает. Изменения уточняют виды и уровни государственного надзора, его содержание и порядок осуществления. Устраняются избыточные формы мероприятий по контролю и полномочия органов государственного надзора, а также предусматривается организация и поведение проверок при осуществлении государственного надзора в различных сферах.
Говоря о проверках в целом, Александр Галушка отметил, что давление на бизнес стало слабее, но все равно его уровень еще слишком высок. «На наш взгляд, решить проблему можно путем наделения общественных организаций правом подавать иски от имени своих членов, - считает вице-президент Деловой России. - Если местный чиновник злоупотребляет своими полномочиями, спорить с ним должен не предприниматель, который там живет и работает, а общественная организация, членом которой он является. Потому что, например, когда предприниматель из Новосибирска спорит с мэром Новосибирска, это одно, а когда его интересы отстаивает общественная организация из Москвы, это совсем другое».

Поделиться: