13:3510.12.10

Для снижения ценового влияния завозной продукции на продовольственный рынок Мурманской области необходимо иметь собственный продовольственный фонд

Для снижения ценового влияния завозной продукции на продовольственный рынок Мурманской области необходимо иметь собственный продовольственный фонд

Как мы уже сообщали, на сегодняшнем заседании областного правительства был заслушан отчёт о работе регионального комитета по сельскому хозяйству, который представил его глава Павел Богушевич.
В 2010 году изменена стратегия финансовой помощи предприятий агропромышленного комплекса (АПК) Мурманской области, сказал Павел Петрович. Анализ экономической эффективности сельскохозяйственного сектора за прошлые годы показал, что увеличение субсидирования сельхозпроизводителей путем роста ставки субсидии на единицу животноводческой продукции не приносит желаемого результата, более того, по сути, неэффективно. Так, при увеличении господдержки на эти цели в 2009 году к уровню 2008 года на 77 млн рублей объем производства молока не увеличился, и в этот же период в сельхозпредприятиях поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров, сократилось на 10% (на 300 голов) по причине банкротства 2-х хозяйств: «Рассвет» и «Полярные Зори». В конечном счете, это привело к снижению объемов производства молока в текущем году. По итогам 2010 года ожидается получить 28,3 тысяч тонн молока (96,6% к 2009 году), 147 млн штук яиц (81,9%) и 11,7 тысячи тонн мяса всех видов (107,3%).
В то же время реализация ведомственной целевой программы «Развитие комбикормового производства в Мурманской области» на 2008-2010 годы на базе Мурманского комбината хлебопродуктов показала эффективность точечного, целевого использования бюджетных средств.
При объеме инвестирования в период с 2008 по 2010 год в сумме 151,5 млн рублей доля регионального бюджета составит 49,4 млн рублей (32,6%), федерального - 17,1 млн рублей (11,3%), собственные средства предприятия - 85,0 млн рублей (56,1%). Это позволило увеличить за данный период объем производства комбикормов в 4,6 раза - до 55 тысяч тонн, повысить производительность труда за данный период в 2,5 раза, сократить энергозатраты на единицу продукции в 2,1 раза. Перечисления в консолидированный бюджет области за 9 месяцев текущего года составили 27,3 млн рублей.
Приоритетом в работе комитета в 2010 году являлось привлечение максимально возможного объема средств из федерального бюджета.
В агропромышленном комплексе Мурманской области в рамках государственной программы развития сельского хозяйства реализуется 16 инвестиционных проектов. В текущем году разработаны два новых инвестиционных проекта, которые прошли конкурсный отбор в Минсельхозе России для софинансирования из федерального бюджета.
Это проекты реконструкции объектов молочного животноводства, свиноводства и перерабатывающего производства в МУСП «Агрокомплекс «Ковдорский» и реконструкции производственных помещений ООО «Птицефабрика «Мурманская», предусматривающей развитие яичного и мясного птицеводства на отдельных площадках. Реализация проектов позволит восстановить утраченное в 2009 году поголовье коров и объем производства молока, а также сбалансировать объемы производства мяса птицы и яиц. В рамках проектов из Венгрии уже завезено 200 голов племенных нетелей голштинской породы, введены в эксплуатацию 3 объекта молочного животноводства, 6 птичников для выращивания бройлеров, закуплено 78 единиц техники и оборудования.
Объем инвестиций в данные проекты составил более 1 млрд рублей. Софинансирование этих проектов из федерального бюджета на субсидирование процентной ставки по кредитам ежегодно в течение 8 лет будет составлять порядка 30 млн. рублей. Лимит 2010 года в размере 19 млн рублей поступил в Мурманскую область.
В начале 2010 года между Минсельхозом России и правительством области было подписано соглашение, в рамках которого на развитие АПК из федерального бюджета планировалось направить 79,4 млн рублей. Работа с Мурманской областной думой по увеличению объемов софинансирования региональных программ в региональном бюджете, неоднократные обращения губернатора в адрес Минсельхоза РФ позволили увеличить лимит федеральных субсидий до 126,1 млн рублей. Прирост обеспечен за счет субсидии на частичное возмещение процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам, привлеченным организациями агропромышленного комплекса, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. На эти цели вместо 55,8 млн рублей в область поступит 102,5 млн, что почти вдвое больше первоначального лимита и закреплено подписанными дополнительными соглашениями.
Проведена работа по совершенствованию Правил выплаты субсидии на продукцию животноводства. В Правилах, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 25.11.2010 № 526-ПП, ставка субсидирования по видам продукции поставлена в прямую зависимость от продуктивности скота и птицы.
В целом на 2011 год на финансирование АПК предусмотрено 489,7 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 166,2 млн рублей (34%), из областного бюджета - 323,5 млн рублей (66%).
В сравнении с лимитами 2010 года доля софинансирования из федерального бюджета увеличена в 2 раза (с 17,1% до 33,9%о, на 64,6 млн рублей) за счет сокращения доли областного бюджета. Общий объем поддержки останется на уровне 2010 года.
В целях более эффективного использования финансовой поддержки из регионального бюджета Комитетом будет продолжена работа по разработке и реализации отраслевых программ, которые финансируются из федерального бюджета.
В настоящее время Комитетом разработан проект региональной программы по развитию северного оленеводства, ведется разработка проектов двух программ: мелиорации земель сельскохозяйственного назначения; развития пищевой и перерабатывающей промышленности.
С учетом определенных Минсельхозом России направлений господдержки в 2011 году планируется разработать программы развития мясного скотоводства и пушного звероводства.
Не первый год в области реализуется с привлечением федеральных средств долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села Мурманской области». В рамках программы в 2010 году 16 семей улучшили жилищные условия, в том числе 4 молодые семьи. Им перечислены социальные выплаты в сумме 6,9 млн рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 3,8 млн рублей и областного бюджета- 3,1 млн рублей.
Несмотря на то, что перерабатывающая и пищевая промышленность не имеет необходимой государственной поддержки, деятельность в этой сфере была стабильной. Предприятия обновляют технологическое оборудование и технику, развивают собственную торговую сеть в целях реализации продукции с минимальными торговыми наценками.
В целом по всем отраслям объемы производства продукции остались на достигнутом уровне.
По результатам года планируется получить: хлеба и хлебобулочных изделий - 34,4 тысячи тонн (95%), цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - 38,3 тысячи тонн (97%), мяса, включая субпродукты 1 категории, - 5,1 тысячи тонн (100,6%), муки - 2,0 тысячи тонн (101,5%), кондитерских изделий -2,0 тысячи тонн (108%), безалкогольных напитков - 263 тонны (96%), а также 55 тысяч тонн комбикормов (117,0%).
В 2010 году на комитет возложены дополнительные функции по проведению ежедневного мониторинга потребительских цен на социально значимые продукты питания и разработка прогнозных продовольственных балансов Мурманской области. Комитет приступил к составлению Реестра розничных рынков Мурманской области, который размещен на официальном сайте правительства Мурманской области, на Интернет - странице комитета.
При комитете создана межведомственная рабочая группа, которая занимается разработкой прогнозных продовольственных балансов отдельных видов продовольствия и осуществляет на постоянной основе мониторинг отпускных и розничных цен. Вся эта информация 2 раза в месяц представляется в Минсельхоз России.
В вопросах обеспечения населения свежей продукцией есть, как считает руководство комитета, ряд нерешенных проблем, связанных с тем, что региональный рынок формируется в основном за счет продовольствия, поступающего из других субъектов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, что оказывает негативное влияние на уровень потребительских цен в регионе. С целью снижения ценового влияния завозной продукции на региональный продовольственный рынок необходимо иметь собственный запас - продовольственный фонд. Это позволит формировать областной резерв сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для снабжения учреждений социальной сферы области, в том числе на основе гарантированных закупок производимой продукции у местных товаропроизводителей.

Поделиться: