16:0213.12.10

Бюджет Мурманской области нельзя назвать ни социально ориентированным, ни бюджетом развития

Бюджет Мурманской области нельзя  назвать ни социально ориентированным, ни бюджетом развития

В четверг, 16 декабря, Мурманская областная дума будет рассматривать во втором чтении бюджет Мурманской области на 2011 год и плановый период до 2012 года. Комментарий к этому документу даёт председатель думской фракции по законодательству и государственному строительству Павел Сажинов.
- Во втором чтении этого документа рассматривались поправки к отдельным статьям бюджета и целевым программам, - рассказывает Павел Александрович. - Всего было внесено более 140 поправок, а принято 108 поправок на общую сумму 450 млн рублей. Естественно, если увеличиваются расходы, то надо искать, где изыскать эти средства по другим статьям, предложенным губернатором. Все расходы пошли за счёт доплаты на обслуживание государственного долга. Было предусмотрено 494 млн рублей, осталось 42 млн рублей - для того, чтобы не пересматривать основные параметры бюджета. Я боюсь, что процесс рассмотрения параметров бюджета будет затруднён. 16 декабря, когда это состоится, будут озвучены отрицательные отклики на те поправки, что внесены депутатами по целевым программам. Губернатор посчитал, что слишком много эмоций было при рассмотрении бюджета на будущий год. Сейчас для того, чтобы принять поправки в областной бюджет в третьем чтении, надо переработать весь проект бюджета. Это сложный процесс. Если губернатор будет настаивать на первоначально внесённом варианте и депутаты станут настаивать на принятии тех вариантов, которые уже приняты областной думой, мы можем оказаться в положении, что бюджет до конца года не будет принят и финансирование станет осуществляться в объёме 1/12 от текущего года. Второй вариант дальнейшего развития событий: губернаторская сторона пойдет на принятие некоторых предложений - мол, депутаты на этом успокоятся, и бюджет будет принят в окончательной редакции ближе к концу года. Этот вариант тоже возможен.
- Павел Александрович, вице-губернатор Александр Викторович Ведерников в интервью одному из местных телеканалов сказал, что депутаты в своих высказываниях при голосовании за бюджет думают о предвыборной компании будущего года...
- Мы будем принимать бюджет 2012 года этим созывом, поэтому говорить о том, что все начинают здесь готовиться к выборам, было бы неправильно. Хотя депутат, когда готовится быть избранным, безусловно, обязан работать, учитывая предложения избирателей своего округа. Но у нас представители правительства Мурманской области заявляют что бюджет - социально ориентированный, огромный процент расходов идёт на социальные программы. Данный бюджет нельзя назвать ни социально ориентированным, ни бюджетом развития. Прежде всего, этим бюджетом ни предусмотрено увеличение зарплаты работником бюджетной сферы. Это работники здравоохранения, образования, культуры. Они в первую очередь должны быть обеспечены бюджетом. К сожалению, ни в этом году зарплата работникам бюджетной сферы не повышалась, ни в будущем году на эти цели она непредусмотрена.
- Есть мнение, что нужно раз затянуть пояс, и потом станет жить много легче.
- У нас те, кто ездил на джипе, и сейчас ездят на нём, и ни на «Оку» никогда не пересядут. У нас, к сожалению, происходит всё большее расслоение общества. В нынешнем российском государстве никогда не ставилось целью выровнять доходы всех. Учитывая, что в кризисный год, как декларировалось, у нас все затягивали пояса, количество олигархов в России увеличилось в 2 раза, а разница между высокооплачиваемыми и низко оплачиваемыми слоями населения выросла еще больше. И сейчас увеличивается расслоение населения, что проявляется в выступления националистов и нацболов. Это показатель того, что у нас нарастает напряженное настроение в стране. Прежде всего - по экономическим причинам. Всегда нужно искать в основе своей экономические корни - материальное благосостояние людей. И то, что сегодня говорят: давайте затянем потуже пояса, так это неверно, - они и так туго затянуты. В 2011 году продолжится рост цен повсеместно. Уже он заложен, а роста зарплаты нет. Этот бюджет не является социально ориентированным. Бюджет развития предполагает создание новых рабочих мест. А занятости людей сегодня нет.
Пьянство, наркомания и все пороки общества появляются из-за того, что люди не получают удовлетворения от своего труда. Если человек всё это получает, то он всегда испытывает удовлетворение от работы. Как семейный человек он будет заинтересован в том, чтобы восстанавливать свое здоровье, физические силы, развивать художественные способности. Но если у нас сегодня нет работы, достойной зарплаты, то естественно возникает напряжение в обществе. Вновь пришедшие руководители исполнительной власти говорят о том, что у нас высокая зарплата, но на севере труд - в основном, очень тяжелый - горнорудной промышленности, рыбной, тех работников, кто работает в тундре. Он должен достойно оплачиваться. Зарплата, даже та, что на крупных предприятиях, где получают хорошую прибыль, далеко не является достойной. Такой же труд у наших соседей по границе оплачивается значительно выше. Там нет такого расслоения общества, как у нас. Там есть возможность учиться, поправлять своё здоровье, рожать детей. Это всё взаимосвязано.
Это задача исполнительной власти - заниматься тем, чтобы вкладывались деньги в новые предприятия. Заставлять, чтобы люди занимались современной технологией.
По последней переписи в Мурманской области осталось 760 тысяч человек. 20 лет назад было 1 млн 200 тысяч. Почему люди уезжают? Их не устраивает ни заработная плата, ни работа.
180 тысяч детей в школах учились, а теперь - 74 тысячи, в 2,5 раза меньше, чем было 20 лет назад. Об этом надо задумываться. Поэтому я говорю о том, что надо наращивать социальные расходы.
Депутаты в этом году сами сократили себе работу. Сократили срок рассмотрения бюджета на 15 дней, с 66 дней - до 51 дня. Никаких чрезвычайных обстоятельств не было. Для чего нужен более продолжительный срок? Для того, чтобы согласовать позиции депутатского корпуса, исполнительной власти, муниципальных образований. У нас не хватило времени для рассмотрения. Сам по себе в целом бюджет получился размазанным. Уверен, что там есть резервы для доходной части, но в этот раз мне показалось, что она завышена по каким-то позициям. Может, она не до конца выверена, но в целом, на мой взгляд, бюджет оказался непрозрачным. У нас в целом по нему будет финансироваться 35 долгосрочных целевых ведомственных программ, для их реализации предусмотрено 5,3 млрд рублей. И если всё так размазано по программам, то это затрудняет контроль. Невозможно проконтролировать направление расходования средств. И в то же время создаются огромные возможности для злоупотреблений при исполнении бюджета. В этой связи нужно усилить контроль надзорных органов на местах.

Поделиться: