18:0716.12.10

Особые зоны делают очередной важный шаг

Особые зоны делают очередной важный шаг

В 2010 году завершена реформа системы управления особыми экономическими зонами, сообщает www.rg.ru.
По словам генерального директора Управляющей компании «Особые экономические зоны» Игоря Косова, это несет инвесторам ряд выгод и позволяет им сократить время на запуск своих проектов. В частности, значительно уменьшатся сроки подписания договоров аренды земельных участков, быстрее будет происходить присоединение к инженерным сетям. Управляющая компания стала для компаний-инвесторов «одним окном» и на этапе вхождения в ОЭЗ, и на этапе операционной деятельности.
Четко прописаны требования к потенциальному инвестору. Во-первых, по словам Игоря Косова, он «должен являться носителем технологий и компетенций, востребованных в нашей экономике». Во-вторых, инвестор должен четко соответствовать профилю той или иной экономической зоны. В-третьих, инвестиционный проект должен быть коммерчески перспективным и финансово обеспеченным. Со своей стороны государство предоставляет инвесторам налоговые, земельные и таможенные преференции, а управляющая компания обеспечивает максимально комфортный режим бизнес-администрирования.
В особых экономических зонах не должно быть ситуаций, когда государство вкладывает деньги, а инвесторы не выполняют свои обязательства в срок. И обратно - когда инвестор готов вкладывать деньги, создавать новые рабочие места, а государство не выполнило обязательств и площадка не готова.
По мнению Игоря Косова, его управляющая компания внедряет системный подход, который обеспечивает инвесторов всем необходимым - площадкой, инженерной и бизнес-инфраструктурой. Синхронизация строительных планов управляющей компании и бизнес-планов инвесторов должна быть полной. Любые расхождения в графиках неприемлемы.
Строительство ОЭЗ идет полным ходом. Например, компании Yokohama (Япония), Kastamonu Entegre и Sisecam (Турция) начали строительство своих заводов в промышленных ОЭЗ «Липецк» и «Алабуга». Объем инвестиций - 11 млрд, 110 млн и 100 млн рублей соответственно. Скорость впечатляет: в марте этого года Yokohama заложила первый камень в основание будущего завода, а уже в 2011 году шины Yokohama, сделанные в Липецке, поступят в российские автомагазины. Внешэкономбанк и один из крупнейших туристических девелоперов Rusresorts планируют вложить 31 млрд рублей в строительство всесезонного курорта в туристической ОЭЗ «Байкальская гавань». В инновационной ОЭЗ «Зеленоград» компания «Биннофарм» совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова приступила к формированию биофармацевтического кластера. В конце ноября совет директоров компании Novartis (номер 6 в мировой фармацевтике) принял решение создать в ОЭЗ «Санкт-Петербург» центр разработок и производство.
Для привлечения в ОЭЗ крупных инвесторов необходимо также создание современной инфраструктуры. Сотрудники компаний-инвесторов, например, не должны отвлекаться на решение повседневных бытовых проблем. Следует удовлетворить потребности людей в жилье, магазинах, кафе, медицинских, спортивно-оздоровительных, банковских услугах и т.п.
Управляющая компания, по словам Игоря Косова, становится для компаний-инвесторов «одним окном» и на этапе вхождения в особую экономическую зону, и на этапе операционной деятельности.
Например, в Санкт-Петербурге в скором времени будет запущен пилотный проект - строительство жилья для сотрудников компаний-инвесторов ОЭЗ «Санкт-Петербург». Жилье будет сдаваться по комфортным арендным ставкам. Проект будет реализован за счет средств, направляемых администрацией города на развитие ОЭЗ. Для привлечения сервисных компаний, обслуживающих инвесторов ОЭЗ, будем формировать привлекательные условия. Для многих из них работа в сервисной сфере - это прекрасная возможность вывести свой бизнес на новый уровень развития.
Применительно к ноябрьскому решению правительства о создании в Мурманске портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) Игорь Косов сказал следующее:
- Развитие портово-логистических зон следует рассматривать в контексте модернизации транспортной системы страны. Портовые ОЭЗ решают три основные задачи: развитие каналов экспорта, использование потенциала глобальных транзитных коридоров, интеграция нашей экономики в мировую экономическую систему, возможность полноценно участвовать в мировом разделении труда. Это важнейшие условия для успешной модернизации экономики страны в целом.
Одним из ключевых вызовов для России в транспортной сфере является необходимость серьезного инфраструктурного обновления. Экономические зоны портового типа будут аккумулировать передовой мировой опыт, компетенции и технологии. Это касается организации транспортных узлов, разработки логистических решений, управления грузопотоками, сервисного обслуживания международных транспортных компаний, производства транспортных средств и т.д.
Портовые ОЭЗ в Хабаровске и Мурманске, по словам Косова, в случае их успешного развития позволят России прочно закрепиться на ключевых транспортных направлениях - «Запад - Восток» и «Север - Юг», а также потеснить конкурирующий Южный морской путь. Наша страна сможет усилить позиции в освоении природных богатств и новых транспортных маршрутов в Арктике.
Портовые ОЭЗ будут задавать новый вектор для модернизации транспортной отрасли страны. Процессу дан старт, поскольку филиал ОАО «ОЭЗ» в Ульяновске приступил к работе в ноябре и формируется команда для филиала в Хабаровском крае.
Одним из наиболее значимых итогов 2010 года Игорь Косов считает тот факт, что за первые 10 месяцев работы в особые экономические зоны пришли 60 новых инвесторов. Объем заявленных ими вложений составил 74,7 млрд рублей. И это произошло на фоне реструктуризации компании, существенного сокращения штата компании, появления у компании ряда новых функций, реформы системы управления.

Поделиться: