15:1524.12.10

Михаил Виноградов: «У политических партий нет навыков борьбы за аполитичную аудиторию, не помогают даже такие выигрышные темы, как высокие тарифы ЖКХ»

Михаил Виноградов: «У политических партий нет навыков борьбы за аполитичную аудиторию, не помогают даже такие выигрышные темы, как высокие тарифы ЖКХ»

Сегодня в правительстве Мурманской области прошёл семинар для журналистов, который провёл президент фонда «Петербургская политика», известный политолог, проживающий в Москве, Михаил Виноградов. Участие в семинаре приняли также председатель областной организации Союза журналистов России Николай Бакшевников и начальник регионального управления информационной политики и взаимодействия со СМИ Дмитрий Ищенко.
Знакомясь с аудиторией, состоящей в основном из представителей региональной прессы, Михаил Юрьевич пояснил, что специализируется в области политической экспертизы, занимается анализом политических процессов в регионах. Из 83 российских областей в 65 он побывал лично. Является автором идей «Рейтинг политической выживаемости губернаторов» и «Индекс политического влияния мэров».
По мнению московского гостя (кстати, неоднократно бывавшего в Мурманске и области с определённой миссией), в федеральном центре интерес к тому, что происходит в регионах, упал. Москве неинтересна периферия, для неё главное, чтобы там было спокойно, и отсутствовал негатив. Михаилу Юрьевичу профессионально любопытно прослеживать настроения населения в период предвыборной компании в том или ином регионе и предугадывать исход .
«Усиливается процесс деполитизации населения, - говорит Виноградов. - Это видно по тому, что реже просматриваются информационные каналы, больше внимания уделяется контенту телеканалов СТС, ТНТ и им подобным».
Политолог считает, что россияне в большинстве своём склонны воспроизводить федеральные политические стереотипы. В то же время в мегаполисах и более-менее крупных городах появляются критически настроенные группы. Их социальная принадлежность - разная. Например, все волнения в Калининграде, спровоцировавшие смену губернатора, инициировали представители малого бизнеса и бюджетники.
Среди других особенностей современного российского периферийного общества Михаил Юрьевич отметил «отсутствие запроса на политическое будущее страны в ближайшие 10 лет». 
Дефолт в конце прошлого века перевернул восприятие обществом политической действительности. Оно погрузилось в семью, в поиски человеческих ценностей - короче говоря, полностью преобразилось и стало обществом потребления. Неподдельный интерес появился к прессе типа «Сад и огород», «Охота и рыбалка».
«Отмечается интересная тенденция - чем больше интерес у людей к политике, тем реже они ходят на выборы», - иронизировал он.
Михаил Виноградов обратился к теме печатных изданий: «Все газеты делятся на 4 категории: первая - высшая, к ней я отношу деловые издания «Коммерсант», «Ведомости» и «Время новостей». Вторая - это газеты типа «Труд» и «Российская газета». У них большой тираж, но в Москве такие никто не читает - их могут прочесть далеко за её пределами. К третьей категории я отношу полужёлтые «Комсомолку», «МК» и «АиФ». Ну и последние в прямом смысле этого слова - типа «Жизнь» и «Твой день».
Как выяснилось, газета, читаемая москвичами и питерцами, это «Метро» (из третьей категории изданий). Она лежит в метро и предлагается бесплатно. Феномен, но это так.
Будущее, как считает Михаил Виноградов, за цифровым телевидением, интернет-СМИ и печатными изданиями, где мало текста, но много качественных иллюстраций, взглянув на которые становится всё понятно, и читать ничего не надо. Это современная тенденция, этой тенденции следует молодёжь и люди среднего возраста, которые дорожат своим временем.
Михаил Юрьевич посетовал, что у современных журналистов очень мало свежих идей, они пишут или снимают для себя, а не для своего читателя (зрителя) и в их материалах мало изюминок. В качестве примера такой изюминки он привёл находку владимирских телевизионщиков. Они придумали, как оригинально преподнести такой банальный сюжет, как информация о погоде. Каждый день прогноз погоды с телеэкрана читает, что называется, человек с улицы. Поэтому на этом канале каждый день - «эксклюзив».
Выразив свой взгляд на прессу, политолог вернулся к теме политики, отвечая одновременно на вопросы журналистов.
Проект «Справедливая России», по его мнению, в стране не состоялся. 
На вопрос: почему, по мнению политолога, в России нет новых политических лидеров, тот ответил: нет спроса - нет и предложения.
Непредсказуемыми, потенциально проблемными регионами, как считает Медведев, в период федеральных выборов, скорее всего, будут Сибирь, Урал и Центральная Россия.
Мурманская область, по его мнению, на общем фоне выглядит неоднозначно. У северян нет эмоционального накала - вероятно местная власть их не доласкала, не долюбила. Больше всего негатива просматривается у пенсионеров, меньше - у молодежи и людей среднего возраста.
«Областная власть намного лучше сложившейся о ней репутации, - сделал вывод он. - В Апатитах я не заметил эмоционального сочувствия к бывшему мэру Антропову. В Мурманске должно быть больше эмоциональных моментов - тогда не будет непредсказуемых всплесков».
Михаил Юрьевич ответил, откуда он черпает информацию по регионам, когда в них не бывает, или о тех, где никогда не был. Мониторит сайты, пользуется мнением экспертов, связывается с местными бизнес-группами. Лучше, если они конкурирующие, тогда информации будет больше, потому что они «сливают» друг на друга. Читает блоги.
«Ваш «блоггер 51» был бы много выигрышней, если бы не увлекался федеральной тематикой», - заметил он.

Поделиться: