12:5331.01.11

Муниципальные магазины Мурманска уже несколько месяцев как отказываются принимать на реализацию от прибрежников свежеохлаждённую рыбу

Муниципальные магазины Мурманска уже несколько месяцев как отказываются принимать на реализацию от прибрежников свежеохлаждённую рыбу

Об этом сообщил на сегодняшнем брифинге по итогам года председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко (фото 1). Свежеохлаждённую треску и пикшу берут на продажу только сетевики, и это непорядок, считает Анатолий Анатольевич, ведь в основном муниципальным магазинам администрацией Мурманска вменяется в обязанность обеспечение слабозащищённых слоёв граждан рыбопродукцией по более низким ценам. Соответствующее письмо с информацией и напоминанием о функциональных обязанностях обозначенных торговых точек глава Ассоциации направил «отцам» заполярной столицы - Алексею Веллеру и Андрею Сысоеву.
Анатолий Евенко, подводя итоги прошлогодней рыбалки, отметил улучшение показателей промысла, в сравнении с цифрами 2009 года - 19 тысяч 748 тонн против 16 тысяч 820 тонн соответственно. Вообще на протяжении последних десяти лет наблюдается тенденция увеличения вылова, что зависит не только от роста выделяемой прибрежной квоты, но и от её выбора пользователями. Начиная с 2000 года, готовой продукции из прибрежной трески выпущено общим объёмом 51 тысяча 173 тонны, из прибрежной пикши - 17 тысяч 816,5 тонны, всего с приловом - 102 тысячи 431,6 тонны.
Регулярные поставки свежеохлаждённой рыбы производятся практически во все города Мурманской области, а также - в Петрозаводск, Москву и область, Санкт-Петербург и Ленобласть. «Поставки в другие регионы составляют незначительную часть от общего прибрежного улова - порядка 4-5%, остальное остаётся в Мурманской области», - подчеркнул Анатолий Анатольевич.
В конце 2010 года состав Ассоциации прибрежников пополнился 5 новыми предприятиями-членами, 4 из которых представляют сектор рыбопереработки. И ещё 3 заявления лежат сегодня на столе председателя правления в ожидании рассмотрения.
Анатолий Евенко обозначил основные проблемы, которые прибрежники испытывают сегодня. Для исполнения распоряжения российского правительства от 21 января 2011 года № 56-р о совершенствовании контрольных и надзорных функций и оптимизации сферы услуг в области рыбной промышленности необходимо, по мнению прибрежников, создать банк данных по безопасности рыбной продукции. Здесь имеется в виду - определить квадраты морского промысла, в которых выловленная рыба считается безопасной с точки зрения ветеринарного освидетельствования. Наличие банка данных, по мнению рыбаков, значительно уменьшило бы ком бумажной волокиты.
8 февраля в Москве состоится заседание рабочей группы по внесению поправок в закон о рыболовстве, касающихся строительства рыбодобывающих судов на российских верфях. Рыбаки убедили правительство России отказаться от квот под киль (то есть, от выделения отдельных квот судовладельцам, строящим суда на отечественных верфях. - Авт.). Взамен в верхах предлагают обсудить вопрос введения повышающего коэффициента к процентному ключу (применяемому при распределении квот, у каждого пользователя он -свой. - Авт.). Анатолий Евенко и его коллеги считают, что хрен редьки не слаще, и по сути власти предлагают то же самое, поэтому он, как член рабочей группы, будет выступать против.
Еще проблема - Росрыболовство настоятельно рекомендует Баренцево-Беломорскому территориальному управлению не выдавать разрешения на промысел судам, с помощью которых реализуются квоты разных пользователей. Таким образом, с точки зрения федеральных чиновников, будет вестись борьба с «рантье от рыбы».
«Но это будет противоречить действующему законодательству, - говорит Анатолий Евенко. - Ведь ситуации бывают разные, например, у квотопользователя сломалось судно, а квоту реализовывать надо, поэтому он оформляет договор аренды. Законодатель так делать не запрещает, и если разрешения действительно выдаваться не будут, это может повлечь за собой судебное разбирательство. Зачем, ведь у рыбаков и так судебных тяжб более чем предостаточно - с таможней, налоговой службой и т.д.?»
Сегодня во весь рост перед прибрежниками встала проблема перевода маломерок в прогулочные суда (для включения в туристический бизнес с использованием квот на спортивное и любительское рыболовство. - Авт.). Поскольку опыта в этом деле у владельцев маломерных судов нет, на этой неделе для них будет проведено совещание, где представители ГИМС (Госинспекция по маломерным судам) и пограничной службы разъяснят, что надо делать, чтобы соблюсти все правила.
Сегодня в рыбохозяйственных бассейнах страны идёт активное обсуждение проекта закона о техрегламенте на рыбопродукцию. В этом документе, как сказал Анатолий Анатольевич, опять всплывает набившая оскомину тема о реализации населению напрямую свежей и свежеохлаждённой рыбы. В проекте ФЗ о техрегламенте прописан запрет на такую реализацию. Естественно, прибрежники Мурманской области будут доказывать право северян приобретать в магазине свежую рыбу по доступным ценам.
Участник брифинга, заместитель председателя правления Ассоциации прибрежников Сергей Махотин (фото 2) подчеркнул, что мурманские рыбаки - первые в России - добились в прошлом году упрощённой растаможки рыбопродукции (без предъявления декларации. - Авт.) - по приходному ордеру.
Он также пояснил, что прибрежники в обозримые 2-4 года не собираются обновлять флот путём строительства судов на российских верфях. Во-первых, на сегодня в нашей стране нет ни одной верфи, которая в состоянии строить маломерные суда. «Пусть правительство «поднимет» сначала хоть одну, а потом мы будем определять обстоятельства размещения заказа, включая лизинговые схемы», - говорит Сергей Махотин.
Покупать секонд-хенд за рубежом прибрежники тоже не готовы - дорого, да и маломерный флот, по их мнению, протянет ещё указанные 4 года. За это время - бог даст - правительство что-либо приемлемое предложит. Да и проектов современных судов сегодня нет. Есть один, разработанный на петрозаводском судостроительном заводе «Авангард», который сейчас - банкрот. Но этот проект требует модернизации, деньги на которую прибрежники тоже пока давать не готовы.
По словам Анатолия Евенко, Межрегиональная ассоциация предпринимателей «Европейский Север» предлагает прибрежникам создать при ней банк с уставным капиталом в 300 тысяч рублей, средства из которого будут расходоваться в первую очередь с целью судостроения. Прибрежники сейчас рассматривают это предложение.
Анатолий Анатольевич рассказал о новшестве, предпринятым компанией «Наша рыба», которая летом и осенью прошлого года торговала в нескольких точках Мурманска, прямо на улице, свежей рыбой из бочек. Рыба шла нарасхват, и сегодня в качестве своеобразных тонаров владелец этой компании хочет использовать списанные троллейбусы, куда будут помещены ёмкости для живой рыбы - форели, выращенной в рыбоходе Нижнетуломского водохранилища, и трески, добытой в Баренцевом море. Один троллейбус уже приобретён и переоборудуется, два других планируется купить в самое ближайшее время. Троллейбусы-тонары будут располагаться стационарно - по одному в каждом округе Мурманска. Стоимость 1 списанного троллейбуса - 8-10 тысяч рублей.

Поделиться: