13:3431.01.11

Объединенная судостроительная корпорация хочет сделать из 35-го СРЗ Мурманска базу по обслуживанию подводных добычных комплексов газа и крупнотоннажных судов

Объединенная судостроительная корпорация хочет сделать из 35-го СРЗ Мурманска базу по обслуживанию подводных добычных комплексов газа и крупнотоннажных судов

«Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) продолжает искать гражданское применение своим военным активам. Вместе со строительством в Кронштадте новой площадки «Адмиралтейских верфей» и модернизацией «Севмаша» под заказы нефтегазовых компаний, перестройка ждет и 35-й судоремонтный завод в Мурманске. ОСК хочет сделать из него базу по обслуживанию подводных добычных комплексов газа и крупнотоннажных судов, на что госкомпании нужно 26 млрд рублей. Но реализация проекта целиком зависит от сроков начала разработки Штокмановского месторождения.
О планах ОСК сделать из мурманского 35-го Судоремонтного завода (филиал ЦС «Звездочка», входит в ОСК), базу по обслуживанию подводных добычных комплексов (ПДК) природного газа и крупнотоннажных судов, в том числе газовозов, рассказал Валерий Киреев, начальник управления научно-технического развития судостроительной госкорпорации. Основная специализация 35-го завода - ремонт военных кораблей. Но заказов практически нет, говорят на предприятии - убыток завода в 2009 году составил 37,25 млн рублей. 
ЦС «Звездочка» давно стремится получать заказы нефтегазовых компаний. Ожидалось, что 35-й завод займется достройкой двух буровых платформ, которые в 2007 году под Штокман начал строить для «Газпрома» Выборгский судостроительный завод (ВСЗ). Но из-за кризиса начало разработки Штокмана было отложено и «Газпром» решил отправить платформы ВСЗ на Сахалин и достраивать их в соседней Южной Корее, отдав субподряд «Звездочки» стоимостью 10-12 млрд рублей компании Samsung Heavy Industries. 
Правда, в конце прошлого года «Звездочка» получила заказ на достройку нефтяной платформы «Приразломная» (общая стоимость ее строительства оценивается в $3 млрд), которую с 1997 года для «Газпрома» строило северодвинское ОАО «ПО «Севмаш» (входит в ОСК). Однако в госкорпорации признают, что достраивать «Приразломную» в Мурманске решили только из-за близости 35-го завода к будущему месту базирования платформы и для выполнения гражданских заказов предприятию нужна модернизация. 
Планируется, что ее первым этапом, на который нужно 2 млрд рублей, станет создание на 35-м заводе новых мощностей по обслуживанию ПДК, рассказал Киреев. Второй этап предполагает создание сухого дока (на это нужно еще 24 млрд рублей) для ремонта крупнотоннажных судов, включая ледоколы и газовозы, сообщил он. Окончательное решение о перспективах модернизации мурманского предприятия будет приниматься на ближайшем совете директоров ОСК, говорят в компании. 
Сроки начала обновления завода, на которое нужно привлекать финансирование (за ним хотят обратиться в ВЭБ), целиком зависят от старта разработки Штокмана, уверены участника рынка. Сейчас эти сроки сдвинуты на 2016-2017 годы. Если они не изменятся, то работы по модернизации 35-го завода, на первый этап которых нужно около трех лет, начнутся в 2013-2014 годах, сказал Валерий Киреев. От Штокмана во многом зависят и другие проекты ОСК, связанные с перестройкой военных заводов под гражданские нужды и заказы сырьевых компаний. В частности, 12,5 млрд рублей планируется инвестировать в модернизацию «Севмаша», который в основном строит подводные лодки. Перенос мощностей
«Адмиралтейских верфей» в Кронштадт, который будет стоить ОСК до 60 млрд рублей, также связан с желанием поставить завод на гражданские рельсы. Предполагается, что новая площадка верфей на острове Котлин будет строиться в три этапа, и военная составляющая будет возводиться в последнюю очередь. Отметим, что «Севмаш» и «Адмиралтейские верфи» и прежде выполняли гражданские заказы, но они были в основном убыточны для ОСК. 
При этом «Газпром» еще перед кризисом разработал программу строительства морской техники для освоения Штокмана. Именно под эти заказы ОСК готовит мощности, которых у нее сейчас недостаточно, уверены аналитики. Эта программа, рассчитанная на 20 лет, оценивается примерно в $100 млрд и предполагает строительство 350 единиц различной морской техники, в том числе ПДК, необходимой для освоения арктического шельфа. После строительства этой техники ее нужно обслуживать вблизи мест эксплуатации, для чего подходит 35-й судоремонтный завод, говорят в ОСК. 
Партнером госкорпорации в модернизации «Звездочки» и ее «дочек» может стать норвежское конструкторское бюро Aker Arctic Technologies Inc., которое специализируется на проектировании арктического флота и претендует на заказы для Штокмана. ОСК недавно создала СП на паритетных началах с южнокорейской STX на базе принадлежащей STX верфи в Хельсинки (специализируется на строительстве арктического флота). Это СП имеет опцион на покупку 20,4% Aker Arctic Technologies Inc. Встречи представителей Aker и «Звездочки», на которых обсуждается совместная работа по строительству техники для Штокмана, проходят регулярно, последняя была на прошлой неделе, сообщили на российском предприятии. 
Помочь в модернизации «Звездочки» обещает и губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко. Подписывая в конце прошлого года соглашение о сотрудничестве между администрацией области и ЦС «Звездочка», он заявил, что рассмотрит возможные варианты участия предприятия в федеральных и региональных социальных, инвестиционных проектах и программах, реализуемых на территории Мурманской области при поддержке правительства, сообщает  www.kommersant.ru.

Поделиться: