14:1003.02.11

Казуистских пунктов в договорах рыбопромышленников со страховыми компаниями быть не должно

Казуистских пунктов в договорах рыбопромышленников со страховыми компаниями быть не должно

Сегодня в региональном комитете рыбохозяйственного комплекса прошла встреча руководителей объединений рыбодобывающих компаний океанического и прибрежного лова, судоремонтных предприятий Мурманской области с руководителями страховых компаний и банков, работающих в нашем регионе. Целью разговора стал поиск причин возникновения конфликтов интересов при заключениях договоров о деловых отношениях. Сделан попытка снивелировать временами возникающее непонимание друг друга с помощью вновь образованного пула страховых компаний, работающих в Мурманской области самостоятельно или же являющихся филиалами структур, зарегистрированных в российских столицах. Сразу отметим, что попытка рыбного бизнеса не нашла отклика у страховщиков и банкиров, поскольку все они работают в рыночных условиях, на одном поле и являются между собой конкурентами.
Василий Никитин (фото 2, слева), генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера в своем выступлении подчеркнул, что убеждать рыбаков застраховать экипаж, суда и груз на их борту уже давно не надо - это является общепринятой международной практикой. Но как избежать конфликтов, возникающих у страхователя со страховыми компаниями при наступлении страхового случая? Василий Федорович привел примеры последних лет, связанные с гибелью судов «Коралнес», «Петрозаводск», «Топаз». Судовладельцы столкнулись с большими трудностями при попытках получить страховки при потере движимого имущества. Многие страховые компании требуют разрешения конфликта в Москве, в Морской Арбитражной комиссии при Российской торгово-промышленной палате. Решение областного арбитража их не устраивает, и рыбопромышленникам приходится летать в столицу, нанимать там дорогостоящих адвокатов.
Гендиректор СРпС сказал, что некоммерческое объединение, которое он возглавляет, было создано для того, чтобы помогать рыбопромышленникам решать множество вопросов. Которые типичны для всех, и на решение которых у бизнеса порой не хватает ни сил, ни времени. Почему бы не создать такое некоммерческое объединение-пул среди страховых компаний? Он бы нес коллективную ответственность в случае, когда один из его членов повел бы себя не вполне порядочно по отношению к страхователю. Василий Никитин привел примеры с компанией «Вега» и «Карельской судоходной компанией», которые судятся со своими страховщиками в связи с невыплатой им страховых сумм по причине гибели судна уже достаточно долгое время. Он пояснил, что СРпС не намерен защищать судовладельца, который сам виноват в возникшей проблеме. К примеру, купил по дешевке некачественное, несертифицированное топливо, и по этой причине на промысле у судна заглох главный двигатель. Но если все возможные моменты прописаны в страховке, то зачем всячески тормозить ее выплату? Это нехорошо.
Василий Павлитчук  (фото 3, справа), управляющий Мурманским филиалом ОАО «Ингосстрах» пояснил, что его страховая компания работает с 1947 года и обслуживает не только рыбопромышленные компании. Они сотрудничают в Мурманске с такими серьезными предприятиями, как МАГЭ и МБАСУ. Конфликтов с судовладельцами, в том числе и промысловых компаний, у «Ингосстраха» не было.
Что касается «Петрозаводска», затонувшего у южной оконечности о.Медвежий, то страховая компания уже выплатила судовладельцу более 3 млн долларов страховки. Но норвежцы требуют подъема судна и утилизации, и сколько на это потребуется времени и средств, подсчитать пока не предоставляется возможным.
Василий Павлитчук пояснил, что его страховая компания решает все конфликты на месте и не отсылает в упомянутую Морскую Арбитражную комиссию при РТПП. А чтобы у страхователей не возникало таких конфликтов, нужно внимательно читать договор страхования, где прописываются все нюансы.
Анатолий Евенко, председатель правления Ассоциации прибрежников заявил, что члены возглавляемого им объединения, как никто другой, нуждаются в юридической помощи и благонадежности страховой компании. Потому что в составе Ассоциации в основном - представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, которые в большинстве своем юридически неграмотны. А суда у них - старые, поэтому больше, чем океанические, подвергаются всяческим рискам. Анатолий Анатольевич выразил заинтересованность не только в создании пула страховщиков, но и Союза юристов, которые бы при таком пуле давали бы консультации рыбакам. Это и в интересах страховых компаний тоже, потому что открытость и понятность информации привлекла бы в качестве страхователей новых юридических и физических лиц.
Исполнительный директор ООО «Ростра» Олег Левшин (фото 4, справа) пояснил, что страховые компании объединены в Мурманской области при Северной ТПП. Создавать пулы нельзя с точки зрения закона. Такое объединение страхователей, созданное для подготовки Олимпиады в Сочи, был распущен по требованию ФАС. А чтобы не попасть впросак, нужно внимательно читать страховые договоры. Как правило, в каждой страховой компании есть свой шаблон, в который вносятся изменения и дополнения по желанию страхователя. Чем дороже договор страхования, тем больше рисков в нем прописано. Недаром сказано: скупой платит дважды.
Ирина Мокерова, председатель Союза судоремонтных предприятий Мурманской области намекнула, что страховщики лукавят. Ведь очень часто бывает, что заключения договора страхования требуют банки при выдаче кредита. И банковские организации предлагают страховую компанию, с которой следует заключить договор. Так что выбора у страхователя практически нет. Ирина Вадимовна сказала, что на международном уровне оказываются услуги клубного страхования, и в клубе несут коллективную ответственность за свою работу.
Евгений Смирнов, представляющий в Мурманске группу компаний «ВТБ», предложил потенциальным страхователям, прежде чем обращаться к той или иной страховой компании, ознакомиться на сайте банка, где они берут кредит, с историей его работы с аккредитованными при этих банках страховыми компаниями. Банковские организации отбирают страховые компании по результатам открытого конкурса. Если страховые компании аккредитованы при 5-6 серьезных российских банках, то им доверять можно. Это говорит об исполнении обязательств страховщиков перед своими клиентами и банком.
Владимир Мазанов, исполнительный директор компаний «Русское море» - Аквакультура - Мурманск» сказал, что предприятия аквакультуры тоже нуждаются в услугах страховых компаний, опыт с которыми еще не наработан. Нет общепризнанных списков возможных рисков, при которых гибнет рыба: биологических, гидрологических, климатических и т.д. К примеру, минувшее жаркое лето привело к тому, что в Псковской области погибла вся товарная рыба, в Карелии - 40% рыбы, находящейся в садках.
Олег Заболотский (фото 5), и.о. руководителя комитета рыбохозяйственного комплекса предложил считать эту встречу - первой, ознакомительной, и настроил ее участников налаживать конструктивные отношения. Желательно все же, чтобы страховщики объединились, это было бы оптимальным вариантом, считает Олег Николаевич.

Поделиться: