Структуры основателя нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко приобрели контрольный пакет акций ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП), сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый со сделкой.
«Сделку закрыли, порт принадлежит ему (Г. Тимченко - прим.)», - сказал он.
Другой источник в отрасли подтвердил, что сделку планировалось закрыть 10-12 февраля 2011 года. По его словам, Геннадий Тимченко приобрел две офшорные компании, которые в сумме владели контрольным пакетом акций порта, примерно за 250 млн долларов. «Впрочем, эту цену планировалось немного снизить», - сказал он.
Третий источник сообщил, что, по его информации, Тимченко «давно проявлял интерес к Мурманскому порту, уже года полтора назад». Приобрести пакет ему помогло адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». По словам участников рынка, один из офшоров принадлежит Николаю Егорову, основателю бюро, второй - Сослану Хоребову, его партнеру.
Акционерами ММТП являются Specialized Project Investments B.V. (46,63% обыкновенных акций), Laterium Commercial Limited (16,9%) и Росимущество (34%). Таким образом, структуры предпринимателя получили 63,53% акций. Неизвестно, собирается ли бизнесмен участвовать в приватизации пакета акций компании - государство планировало продать 20% акций в 2011 году, оставив за собой «золотую акцию».
В Gunvor информацию о сделке опровергли, в Мурманском торговом порту оставили без комментариев.
Аналитики ВТБ-Капитала и RMG сходятся во мнении, что инвестор рассматривал порт с прицелом на будущее: согласно проекту Мурманского транспортного узла, предполагается строительство угольного терминала мощностью до 20 млн тонн в год и нефтеналивного терминала грузооборотом до 35 млн тонн в год на еще не освоенном западном берегу Кольского залива.
На сайте компании сообщается, что одно из наиболее перспективных направлений деятельности ОАО «ММТП» - это перевозки, связанные с добычей углеводородного сырья, с развитием арктической нефтегазодобычи на Тимано-Печерском и Приразломном месторождениях, а также в районах Карского и Баренцева морей.
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что проекты долгосрочные, и вряд ли Геннадий Тимченко покупал порт под них. «Скорее он будет развивать свой угольный бизнес», - сказал эксперт. «Можно смотреть на покупку в сочетании с интересом структур бизнесмена к «Первой грузовой компании» («дочка» ОАО «РЖД», крупнейший железнодорожных перевозчик угля в РФ)», - добавили аналитики RMG. По их словам, есть ожидания, что крупнейший экспортер угля через ММТП - ОАО «СУЭК» - продолжит наращивать поставки, что «положительно отразится на денежных потоках Мурманского порта».
Капитализация ММТП на 10 февраля составляет примерно 110 млн долларов (рассчитана по котировкам на покупку, выставленным участниками рынка в системе RTS Board). Аналитики считают, что Геннадий Тимченко покупал акции компании по цене, учитывающий потенциал роста капитализации. Акции компании малоликвидны - последняя сделка по ним была в сентябре 2008 года.
ОАО «Мурманский морской торговый порт» - крупнейшая стивидорная компания на территории Мурманского порта. Компания специализируется на перевалке угля, апатитов, а также генеральных грузов, в том числе контейнеров.
Выручка ММТП в 2009 году составила почти 3,4 млрд рублей, порт является вторым в РФ по величине этого показателя после Новороссийского порта. Чистая прибыль компании в 2009 году составила 1 млрд руб. В предыдущем году компания увеличила дивиденды на 5% по сравнению с 2009 годом, до 900,24 рубля на обыкновенную и 2 тысяч 700,86 рублей на привилегированную акцию типа А.
Однако в первом полугодии прошлого года ММТП снизил чистую прибыль в 3,5 раза по сравнению с показателем аналогичного периода 2009 года - до 247,601 млн рублей. Выручка снизилась на 20,3% - до 2,96 млрд рублей.
Gunvor реализует проект по строительству терминала по перевалке нефтепродуктов в порту Усть-Луга и мазутного терминала в Новороссийском порту (совместно с ОАО «Новороссийский морской торговый порт»). Также компания владеет пароходством Clearlake Shipping Ltd., осуществляющей как перевозки на речных баржах в России, так и погрузки на танкеры среднего размера в Балтийском море и супертанкеры в Восточной Азии, сообщает www.morvesti.ru.