07:3411.02.11

Контрольный пакет Мурманского морского торгового порта в «руках» Геннадия Тимченко

Контрольный пакет Мурманского морского торгового порта в «руках» Геннадия Тимченко

Структуры основателя нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко приобрели контрольный пакет акций ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП), сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый со сделкой.
«Сделку закрыли, порт принадлежит ему (Г. Тимченко - прим.)», - сказал он.
Другой источник в отрасли подтвердил, что сделку планировалось закрыть 10-12 февраля 2011 года. По его словам, Геннадий Тимченко приобрел две офшорные компании, которые в сумме владели контрольным пакетом акций порта, примерно за 250 млн долларов. «Впрочем, эту цену планировалось немного снизить», - сказал он.
Третий источник сообщил, что, по его информации, Тимченко «давно проявлял интерес к Мурманскому порту, уже года полтора назад». Приобрести пакет ему помогло адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». По словам участников рынка, один из офшоров принадлежит Николаю Егорову, основателю бюро, второй - Сослану Хоребову, его партнеру.
Акционерами ММТП являются Specialized Project Investments B.V. (46,63% обыкновенных акций), Laterium Commercial Limited (16,9%) и Росимущество (34%). Таким образом, структуры предпринимателя получили 63,53% акций. Неизвестно, собирается ли бизнесмен участвовать в приватизации пакета акций компании - государство планировало продать 20% акций в 2011 году, оставив за собой «золотую акцию».
В Gunvor информацию о сделке опровергли, в Мурманском торговом порту оставили без комментариев.
Аналитики ВТБ-Капитала и RMG сходятся во мнении, что инвестор рассматривал порт с прицелом на будущее: согласно проекту Мурманского транспортного узла, предполагается строительство угольного терминала мощностью до 20 млн тонн в год и нефтеналивного терминала грузооборотом до 35 млн тонн в год на еще не освоенном западном берегу Кольского залива.
На сайте компании сообщается, что одно из наиболее перспективных направлений деятельности ОАО «ММТП» - это перевозки, связанные с добычей углеводородного сырья, с развитием арктической нефтегазодобычи на Тимано-Печерском и Приразломном месторождениях, а также в районах Карского и Баренцева морей.
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что проекты долгосрочные, и вряд ли Геннадий Тимченко покупал порт под них. «Скорее он будет развивать свой угольный бизнес», - сказал эксперт. «Можно смотреть на покупку в сочетании с интересом структур бизнесмена к «Первой грузовой компании» («дочка» ОАО «РЖД», крупнейший железнодорожных перевозчик угля в РФ)», - добавили аналитики RMG. По их словам, есть ожидания, что крупнейший экспортер угля через ММТП - ОАО «СУЭК» - продолжит наращивать поставки, что «положительно отразится на денежных потоках Мурманского порта».
Капитализация ММТП на 10 февраля составляет примерно 110 млн долларов (рассчитана по котировкам на покупку, выставленным участниками рынка в системе RTS Board). Аналитики считают, что Геннадий Тимченко покупал акции компании по цене, учитывающий потенциал роста капитализации. Акции компании малоликвидны - последняя сделка по ним была в сентябре 2008 года.
ОАО «Мурманский морской торговый порт» - крупнейшая стивидорная компания на территории Мурманского порта. Компания специализируется на перевалке угля, апатитов, а также генеральных грузов, в том числе контейнеров.
Выручка ММТП в 2009 году составила почти 3,4 млрд рублей, порт является вторым в РФ по величине этого показателя после Новороссийского порта. Чистая прибыль компании в 2009 году составила 1 млрд руб. В предыдущем году компания увеличила дивиденды на 5% по сравнению с 2009 годом, до 900,24 рубля на обыкновенную и 2 тысяч 700,86 рублей на привилегированную акцию типа А.
Однако в первом полугодии прошлого года ММТП снизил чистую прибыль в 3,5 раза по сравнению с показателем аналогичного периода 2009 года - до 247,601 млн рублей. Выручка снизилась на 20,3% - до 2,96 млрд рублей.
Gunvor реализует проект по строительству терминала по перевалке нефтепродуктов в порту Усть-Луга и мазутного терминала в Новороссийском порту (совместно с ОАО «Новороссийский морской торговый порт»). Также компания владеет пароходством Clearlake Shipping Ltd., осуществляющей как перевозки на речных баржах в России, так и погрузки на танкеры среднего размера в Балтийском море и супертанкеры в Восточной Азии, сообщает www.morvesti.ru.

 

 

Поделиться: