11:3811.02.11

Норвежский акционер Штокмановского проекта впервые признал, что разработка шельфа экономически неоправданна

Норвежский акционер Штокмановского проекта впервые признал, что разработка шельфа экономически неоправданна

Об этом заявил президент российского отделения Statoil Ян Хельге Скоген (фото). По его словам, для реализации проекта нужны существенные налоговые послабления. В Shtokman Development AG заверили, что Штокман рентабелен в любом случае, но налоговых преференций все равно ждут. В правительстве не исключают снижения налогового бремени для проекта.
Разработку Штокмановского проекта уже несколько раз откладывали. В марте должно быть принято окончательное инвестрешение по трубопроводному газу, в декабре - по СПГ. И вот в преддверии принятия первого один из акционеров признает его нерентабельность.
«Штокмановский проект требует создания с нуля всей инфраструктуры в Баренцевом море. Чтобы создать эту инфраструктуру, нужны огромные инвестиции. Такие инвестиции с учетом нынешней налоговой политики России делают проект экономически нецелесообразным», - передает слова президента российского отделения Statoil Яна Хельге Скогена издание Oil & Gas Eurasia.
Однако оператор проекта Shtokman Development AG (24% принадлежит Statoil, 25% - Total, 51% - «Газпрому») не согласен с этой позицией.
«Согласно ТЭО, проект разработки Штокманов­ского месторождения технически реализуем и рентабелен», - заверили в компании, но уточнили, что реализация проектов со столь продолжительным сроком окупаемости, сопряженных с необходимостью развития инфраструктуры, требует специальных рамочных условий, в том числе особого налогового режима. В компании отметили, что предоставление налоговых льгот масштабным проектам - принятая международная практика.
Так, в начале 2000-х в налоговый режим Норвегии были внесены изменения, повышающие прибыльность инвестиций для «новичков» на шельфе. В частности, льготный налоговый режим был установлен для проекта «Сновит» («Белоснежка») в норвежской части Баренцева моря. Осенью 2010 года налоговые льготы были обещаны проекту «Ямал-СПГ».
«Применительно к Штокману также целесообразно принять решения по предоставлению дополнительных льгот, направленных на компенсацию затрат компании на развитие инфраструктуры всего региона, так как она облегчит будущие проекты на шельфе и послужит стимулом развития Мурманской области», - подчеркнул представитель Shtokman Development AG. По его словам, компания в сотрудниче­стве с партнерами ведет диалог по этому вопросу с соответствующими государственными органами.
Комфортное налогообложение в прошлом месяце пообещал премьер-министр Владимир Путин и шельфовым проектам «Роснефти» и ВР в Карском море. Относительно Штокмана представитель премьера Дмитрий Песков отметил, что проект действительно сложный, но величина его запасов - залог коммерческой привлекательности. Однако он не исключил, что для этого Штокмана налоговое бремя также может быть снижено. «Это решение носит системный характер, и сейчас оно в стадии проработки», - отметил он.
По мнению начальника отдела инвестанализа ГК «Алор» Дмитрия Лютягина, участники Штокмана смотрят на общий тренд по смягчению налоговой нагрузки для отдельных территорий. И сейчас они прощупывают почву на предмет послаблений и для своего проекта. В прин­ципе, Штокмановский проект может быть рентабельным даже без масштабных налоговых льгот, считает старший аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин. Главным условием для этого должны быть привлекательные цены на газ в Европе и СПГ в Азии. Но европейские клиенты «Газпрома» настаивают на пересмотре контрактных цен, а в Азии штокмановский СПГ может встретить серьезную конкуренцию с австралийским и ближневосточным поставщиками, отмечает эксперт. Естественно, для уравновешивания рисков столь глобального проекта участ­никам хотелось бы заручиться налоговыми льготами.

Поделиться: