16:2514.02.11

Уздечка для тарифов

Уздечка для тарифов

«И ещё одна тема, которую я хотел бы затронуть, - сказал Владимир Путин. - Она не связана с повесткой дня, но, поскольку здесь много руководителей, представляющих и муниципалитеты, и города, и регионы, хочу сказать, что вы непосредственно отвечаете за ситуацию в ЖКХ. Мы определили максимальный порог роста коммунальных тарифов в этом году - 15%. Рассчитываю, что он будет даже меньше - где-то 13-14%, во всяком случае не будет превышать 15%.

Вновь хочу обратить внимание местных властей: ситуацию с тарифами нужно держать на постоянном контроле, в целом положение дел в ЖКХ. Это один из приоритетов муниципалитетов, особенно всё, что касается деятельности управляющих компаний».
Вертикаль откликнулась
В нашей области, например, исполняющий обязанности заместителя губернатора Александр Черечеча провел пресс-конференцию по вопросам платы населения за коммунальные услуги в 2011 году, во время которой подробно растолковал журналистам все нюансы формирования цифр, проставленных в квитанциях по оплате ЖКУ, для того, чтобы они донесли эту информацию до народа.
По словам Александра Васильевича, данный процесс прозрачен, поскольку регламентирован федеральным законодательством величиной установленного ФСТ тарифа. Регулирование может осуществляться двумя путями: установлением тарифного коридора - минимум-максимум и процентным уровнем роста тарифа. Например, при плате за электроэнергию для Мурманской области установлен коридор от 1,91 до 1,93 копейки. Управление по тарифному регулированию Мурманской области остановилось на меньшей величине тарифной вилки - 1,91 копейки. При плате за тепло установлен предельный уровень роста тарифа в 14%. При оплате по графе «водоснабжение и водоотведение» ФСТ вводит предельный уровень роста в 20%, наш регион взял 16%, что не противоречит норме: не больше 20%.
Как пояснил Александр Черечеча, управляющая компания, приобретая ресурс у ресурсоснабжающих организаций, транслирует его населению, при этом цифры не должны отличаться: сколько взяли, столько и должно быть отражено в квитанции, согласно тарифу.
Калькулятор - на помощь!
Доверяй, но проверяй, утверждает народная мудрость. Поэтому, в вооружившись калькулятором, разложив перед собой декабрьскую и январскую квитанции по квартплате, я решил лично во всем убедиться.
Итак, в моем распоряжении квартира общей площадью 69,7 кв. метров.
В декабре мной уплачено 6210 (округленно), в январе - уже 6859 рублей. «Однако!» - хотелось воскликнуть сгоряча, как это делают многие наши земляки, не потрудившись разобраться с суммами платежей дальше.
Если бы у меня повышение тарифов в новом году произошло на 15 процентов, то мне бы в квитанции прописали к оплате за январь 7141,6 рубля. Произведя простейшие расчеты, я убедился, что что по двум позициям - «Отопление» и «Тепловая энергия для подогрева воды» - повышение тарифов оказалось меньше гарантированных 15%, а по графам «Холодное водоснабжение» и «Водоотведение» - тютелька-в тютельку.
Тарифы, вперед!
Итак, мы убедились, что тарифы на коммунальные услуги сдерживаются. И все же потенциал для их роста есть. Все дело в тарифе на жилищные услуги - то, что в квитанции обозначено «Содержание и ремонт».
- Второй вид услуг, оплачиваемых населением, говорит Александр Черечеча, - жилищные услуги, к которым относятся содержание придомовой территории, жилфонда, ремонт лифта, вывоз мусора и т.д. Этот вид услуг не тарифицируется, плата за него оговаривается в договоре с обслуживающей организацией. Существует 3 вида исполнения данного вида услуг: силами собственников квартир, ТСЖ, а также - ЖСК или УК, которая заключает договор с исполнителями. В договоре оговариваются условия, цена и качество услуг. Функции контроля возлагаются на собственников жилья.
Тарифы на жилищные услуги во многих муниципальных образованиях не менялись с 2008 года. На сегодняшний день жилищные услуги составляют примерно 20%, а коммунальные - 80 от общей суммы платежей. Хотя еще несколько лет назад соотношение было - 25 и 65 процентов.
В итоге ресурсоснабжающие организации могут себе позволить как-то модернизировать свое хозяйство, а в жилищном фонде растет и крепнет проблема изношенности внутренних инженерных коммуникаций, например.
Отсюда рост тарифов на жилищные услуги неизбежен. И не только вследствие их замороженности, но и повышения цен на энергоносители, инфляции и т.д.
Другое дело, насколько они повысятся. И вот здесь крайне важен продуманный механизм контроля за ростом тарифов.
Узда для тарифов
Сейчас все признают, что действующий Жилищный кодекс получился довольно рыхлым и запутанным. В этих условиях было трудно сориентироваться, чтобы адекватно реагировать на возникающие проблемы. Вспомним хотя бы появление в Мурманске двойных квитанций.
Сейчас, похоже, механизм контроля постепенно вырабатывается.
По словам Александра Черечечи, в настоящее время в Мурманской области завершается процесс мониторинга управляющих компаний. Формируется их общий список, определяются координаты деятельности с тем, чтобы сделать вывод: какой сектор рынка жилого фонда УК покрывают.
Постановлением правительства РФ определены стандарты раскрытия информации для управляющих компаний. УК должны иметь свои сайты или же размещать эту информацию на сайтах органов исполнительной власти муниципалитетов или субъекта федерации.  Информация по УК в регионе появится в правительстве к 15 февраля, после чего она будет размещена на сайте УТР и областного Министерства энергетики и ЖКХ.
К недобросовестным управляющим компаниям, - сказал Александр Васильевич, - могут быть применены меры, предусмотренные КоАП или УК РФ, - в зависимости от тяжести нарушений. А двойными квитанциями, которые время от времени возникают в почтовых ящиках мурманчан, сейчас занимаются правоохранительные органы.
Не остаются равнодушными к этой проблеме и законодатели. В ноябре 2010 года в областном парламенте прошли депутатские слушания по вопросу тарифообразования. По итогам их приняты рекомендации, предусматривающие ряд мер, направленных на снижение роста тарифов в регионе. В частности, правительству Мурманской области рекомендовано в срок до 1 марта разработать и утвердить комплексную долгосрочную целевую программу по ликвидации тарифных дисбалансов в сфере жилищно-коммунального хозяйства на период до 2015 года, а также предусмотреть в областном бюджете на 2011 год необходимые изменения в проект закона «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Во II квартале 2011 года, по словам спикера Евгения Никоры, фракция «Единая Россия» в Мурманской областной думе планирует выступить с законодательной инициативой в Государственную Думу о внесении изменений в Жилищный кодекс в части установления порядка передачи полномочий от одной управляющей компании к другой, что позволит следить за деятельностью УК и контролировать рост цен на содержание жилья. Также региональные законодатели рассмотрят возможность введения административной ответственности за ненадлежащее оказание услуг управляющими компаниями.
Городовые нам помогут
- Я предложил ввести, - сказал недавно губернатор Дмитрий Дмитриенко, - в областном центре ввести институт городовых - человек 30. Пока мы исходим из того, что их главная обязанность должна состоять в том, чтобы внимательно смотреть за определенной за ними территорией - кто, где и как выполняет свои функции.
Как пояснил губернатор, эта идея возникла как ответ на безответственное поведение некоторых управляющих компаний, которые собирают с населения деньги, а свои обязанности выполняют неудовлетворительно. Например, несвоевременно вывозят мусор или чистят улицы от снега.
Губернатор полагает, что этот шаг может стать эффективным способом контроля. Плюс к этому в правительстве области сейчас разрабатываются нормативы оказания госуслуг в сфере ЖКХ, чтобы их можно было зафиксировать на законодательном уровне, а после - жестко требовать их исполнения. Благодаря этим стандартам жители смогут по-настоящему влиять на нерадивых коммунальщиков и менять их на более эффективных.

 

Поделиться: