17:3716.02.11

По итогам «круглого стола» по вопросу ратификации договора между Российской Федерацией и Норвегией в Госдуме были приняты рекомендации, отражающие мнение большинства его участников, которые поддержали рыбаков

По итогам «круглого стола» по вопросу ратификации договора между Российской Федерацией и Норвегией в Госдуме были приняты рекомендации, отражающие мнение большинства его участников, которые поддержали рыбаков

Как мы уже сообщали, в преддверии процедуры ратификации договора между Российской Федерацией и Норвегией о разграничении и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане в Госдуме по инициативе фракции КПРФ состоялся «круглый стол». В его работе приняли участия представители исполнительной и законодательной властей, в частности - МИДа, Росрыболовства, Минприроды, депутаты ГД, помощники членов Совета Федерации, ученые, специалисты в области международного права, экономики геополитики, а также представители объединений и ассоциаций рыбаков Северного и Западного бассейнов.
Рыбацкое сообщество было представлено Союзом рыбопромышленников Севера - генеральным директором Никитиным, ВАРПО - президентом Юрием Кокоревым, Союзом рыболовецких колхозов - председателем Борисом Блажко, председателем Координационного совета работников рыбного хозяйства и координационного совета Северного бассейна Вячеславом Зилановым.
Вел «круглый стол» первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Владимир Калашников, который в своем выступлении отметил необходимость внимательно рассмотреть соответствие договора национальным интересам России и, в частности, проблемам, которые вот уже почти год высказывают рыбаки, осуществляющие промысловые операции морских биоресурсов в Баренцевом море и западной части Северного Ледовитого океана. В обсуждении выступили 18 участников «круглого стола».
По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации, отражающие мнение большинства его участников, которые поддержали рыбаков. Они будут направлены президенту, правительству, депутатам ГД, членам Совета Федерации. Она также будет рассматриваться Госдумой в случае организации открытых слушаний по данному договору.

РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» на тему: «О Договоре между Российской Федерацией
и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане»

15 февраля 2011г.                    г. Москва
Проводя по предложению фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации» с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, ученых, специалистов и представителей ассоциаций, объединений рыбаков Северного и Западного бассейнов публичное обсуждение «Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане», подписанного в г. Мурманске 15 сентября 2010 года и подлежащего ратификации (далее по тексту Договор 2010 года), участники «круглого стола» констатируют следующее.
Из 16 выступивших на «круглом столе» лишь трое однозначно высказались в пользу ратификации Договора 2010 года (два представителя МИД РФ и один представитель МГИМО, являющегося фактически подразделением МИДа). Все остальные выступившие отмечали многочисленные недостатки Договора 2010 года и связанные с ним угрозы национальным интересам России. В частности, в основном негативно оценили Договор 2010 года все выступившие представители общественных объединений рыбаков России.
Позиция участников «круглого стола», поддержавших ратификацию договора, сводится к следующим тезисам. Договор 2010 года является разумным компромиссом, «справедливым решением» и завершение процесса разграничения морских пространств между Россией и Норвегией положительно скажется не только на двусторонних отношениях, но и на общей ситуации в Арктическом регионе. Особо подчеркивается, что с вступлением в силу Договора 2010 года «прекратится мораторий на разведку углеводородных ресурсов в бывшем «спорном районе» Баренцева моря, и интересы рыбаков Договор 2010 года не ущемляет, более того, позволяет развивать сотрудничество между рыбаками двух стран на новой основе».
Ниже приводятся рекомендации, обобщающие мнение большинства участников «круглого стола».
Баренцево море и Северный Ледовитый океан имеют важное геополитическое, экономическое, оборонное и социальное значение для России. Вдоль побережья этих морских пространств проживает более 2 млн. российских граждан, экономическая деятельность которых тесно связана с морепользованием. Особое значение в этом плане имеет Северо-Запад России и, прежде всего Мурманская, Архангельская, Калининградская области, Республика Карелия и Ненецкий автономный округ. Здесь сосредоточены рыбная промышленность, судостроение и судоремонт, транспортная морская система, геологоразведка и добыча углеводородных ресурсов как на суше, так и на шельфе, военно-морской флот и ряд других отраслей экономики.
До середины 70-х годов XX столетия экономическая и другая деятельность в Баренцевом море и западной части Северного Ледовитого океана осуществлялась с использованием всего водного пространства за исключением территориального моря всеми странами с соблюдением норм международного права.
С возникновением в 70-80-х годах XX столетия института 200-мильных зон и развитием добычи углеводородных ресурсов на морском континентальном шельфе возникла проблема разграничения экономических зон и континентального шельфа. Применительно к Баренцеву морю и западной части Северного Ледовитого океана такое разграничение необходимо было осуществлять с Норвегией. В связи с этим в прошлом Советский Союз предложил разграничить 200-мильные экономические зоны и континентальный шельф двух государств по линии границ полярных владений Советского Союза, установленных Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. В свою очередь Норвегия предложила произвести разграничение по принципу равного отстояния от соответствующих ближайших точек на побережье материковых и островных территорий, над которыми соответствующее государство осуществляет суверенитет, - так называемая «серединная линия». При этом Норвегия стремилась максимально использовать выгодную для нее географическую особенность своего северо-восточного побережья, которое выступает в восточном направлении и как бы нависает над северо-западным побережьем России. Кроме того, Норвегия считала правомерным учитывать при разграничении ее суверенитет над архипелагом Шпицберген. Наша же страна исходила из того, что статус архипелага Шпицберген и его морского района регулируется соответствующими положениями Договора о Шпицбергене 1920 года, по которому суверенитет Норвегии имеет ограниченный характер. В связи с этим на этом участке линией разграничения может быть только граница восточной части района Договора о Шпицбергене, проходящая по 35° восточной долготы, что совпадает с нашей границей полярных владений России.
В условиях разного подхода двух стран к разграничению 200-мильных зон и континентального шельфа была достигнута договоренность в 1975-1978гг. о временных мерах регулирования, прежде всего, рыболовства в районе, прилегающем к материковому побережью Норвегии и Советского Союза в Баренцевом море, который получил наименование «Смежный участок» (в СМИ более известный как «серая зона»). Эта договоренность действует на бесконфликтной основе с 1978 года по настоящее время и устраивает как рыбаков России, так и Норвегии. Более того, такая система позволяет эффективно решать все вопросы рыболовства и с третьими странами. Что же касается разведки и разработки углеводородных ресурсов, то было принято решение ввести в «Смежном участке» мораторий на такую деятельность до окончательного разграничения.
Таким образом, достигнутые в 70-80-х годах договоренности между Советским Союзом и Норвегией позволяли вести рыболовную, транспортную и военно-морскую деятельность на бесконфликтной основе, хотя и имеющей временный характер. Кроме того, непризнание нами введенной Норвегией 200-мильной «рыбоохранной зоны» вокруг Шпицбергена вопреки положениям Договора о Шпицбергене 1920 года и принятых в то же время исполнительной властью ряда решений, предписывающих капитанам рыболовных судов под флагом СССР особый порядок ведения промысла в этом районе, позволило эффективно использовать рыбные запасы этой акватории в пределах национальных квот. Такой порядок сохраняется и по настоящее время. Все это позволило рыболовным судам России за последнее почти двадцатилетие (1992-2010гг.) добывать в целом по Баренцеву морю в среднем около 533 тыс. т за год, в том числе в западных районах моря - самых продуктивных - 320 тыс. т. Максимальный вылов достигнут в 2010 году - в целом по Баренцеву морю 688 тыс. т, в том числе в западных районах, включая район Шпицбергена, 460 тыс.т. Стоимость продукции первого предъявления из этого сырья оценивается 15- 20 млрд. рублей, в зависимости от ассортимента сырья.
Сформировавшийся режим экономической деятельности в морских районах Баренцева моря и западной части Северного Ледовитого океана на пороге XXI века, надо полагать, устраивал и норвежскую сторону, т.к. она не предпринимала каких-либо активных шагов к форсированию процесса разграничения экономических зон и континентального шельфа. Об этом свидетельствуют итоги визитов в Норвегию президентов России Б.Н.Ельцина и В.В.Путина. Вместе с тем норвежцы готовы были пойти на раздел так называемого «спорного района» пополам - 50:50. Однако такой подход оценивался в прошлом руководством страны как несправедливый и неприемлемый.
Положение в корне изменилось в ходе государственного визита в апреле 2010 года в Норвегию российской делегации во главе с Президентом России Д.А. Медведевым, где была достигнута принципиальная договоренность о разделе «спорного района» поровну. А это морская акватория площадью около 175 тыс. кв.км, образованная между границей полярных владений 1926 года России (на участке 74°с.ш. - 81°с.ш. совпадает с восточной линией Договора о Шпицбергене 1920 года) и «серединной линией» разграничения, предложенной Норвегией. Принципиальное решение с нашей стороны о разделе «спорного района» в соотношении 50:50 принималось без вовлечения в этот процесс практиков - представителей бизнеса, занимающихся морехозяйственной деятельностью в Баренцевом море. По крайней мере, представители ассоциаций, объединений рыбаков к этой проблеме не привлекались. Однако рыбаки, узнав из СМИ о принятых принципиальных решениях, обратились с открытым письмом (08.09.2010 г.) к Президенту России Д.А.Медведеву о необходимости дополнительного анализа последствий такого решения для отечественного рыболовства. К сожалению, это обращение было оставлено без внимания, как и ранее сделанные в апреле-июне 2010 года и направленные в МИД РФ предложения относительно учета мнения рыбаков Северного и Западного бассейнов. Более того, ассоциации, объединения рыбаков этих бассейнов совместно с Росрыболовством разработали конкретные поправки в проект Приложения I Вопросы рыболовства Договора 2010 года (07.04.2010г.). Они также остались без внимания переговорщиков с российской стороны.
В результате 15 сентября 2010 года в г.Мурманске министр иностранных дел России С.В.Лавров и министр иностранных дел Норвегии Й.Стёре в присутствии Президента России Д.А. Медведева и премьер-министра Норвегии Й. Столтенберга подписали Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, который подлежит ратификации. Норвегия 8 февраля 2011 года ратифицировала Договор 2010 года. В настоящее время к этой процедуре приступает Россия.
Сам Договор 2010 года состоит из преамбулы, отражающей цели, восьми статей и двух Приложений: прохождение координат линии разграничения морских пространств (статьи 1 и 2); статус специального района (статья 3); основы сотрудничества в области рыболовства (статья 4) и углеводородов (статья 5); соотношение Договора и других международных документов (статья 6); о возможности внесения изменений в Приложения к Договору (статья 7); порядок вступления в силу договора (статья 8); Приложения, касающиеся рыболовства (Приложение I) и углеводородов (Приложение II), которые являются неотъемлемой частью Договора, но, вместе с тем, в них можно вносить изменения (статья 7). К Договору 2010 года прилагается карта-схема, иллюстрирующая линию разграничения морских пространств.
Правовая экспертиза Договора 2010 года, выполненная учеными - юристами, показывает, что после вступления в силу Договора:
- у России более не будет оснований возражать против 200-мильной зоны Норвегии вокруг Шпицбергена (а ранее такие основания были согласно Договора о Шпицбергене 1920 года);
- у России не будет оснований возражать против континентального шельфа Норвегии вокруг Шпицбергена (а до Договора 2010 года такие основания были согласно Договора о Шпицбергене 1920 года);
- у России более не будет оснований возражать против территориального моря Норвегии вокруг Шпицбергена (а ранее такие основания были согласно Договору о Шпицбергене 1920 года);
- всякая экономическая деятельность России после вступления в силу Договора 2010 года в морских районах вокруг Шпицбергена на основе Договора о Шпицбергене 1920 года становится юридически невозможной. Такая деятельность возможна только при полном подчинении законодательству Норвегии о ее территориальном море, 200-мильной зоне, континентальном шельфе.
Особо следует подчеркнуть тот факт, что в самом Договоре 2010 года нет ссылки на Договор о Шпицбергене 1920 года, что соответствует интересам Норвегии, но не России. Этим Россия задевает интересы других участников Договора о Шпицбергене, а их более 40 стран, и прежде всего первоначальных участников, а это США, Дания, Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания, Швеция и Япония.
Положения Договора 2010 года с вступлением в силу фактически отменяют западную границу полярных владений, определенную постановлением Президиума ЦИК СССР от 1926 года.
Анализ положений Договора 2010 года относительно защиты национальных интересов в области рыболовства рассматривался рядом депутатов Мурманской областной Думы в октябре и ноябре 2010 года. Они пришли к выводу о том, что:
- Договор «не отражает в полной мере интересов Российской Федерации в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане»;
- «до 313 тыс. т вылавливается в западных районах Баренцева моря, которые по подписанному Договору отходят Норвегии»;
- в Договоре «нет положений относительно доступа отечественного флота для ведения промысла в традиционных западных районах Баренцева моря, которые отходят под юрисдикцию Норвегии»;
- «впервые морской район, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 года, также переходит под юрисдикцию Норвегии»;
- со вступлением в силу Договора 2010 года теряет свое значение «Нота Посольства СССР от 15 июня 1974 года о непризнании нами 200- мильной рыбоохранной зоны» Норвегии вокруг архипелага Шпицберген, а также положения Договора о Шпицбергене 1920 года о равных правах его участников к занятию рыболовством в этом районе».
Ассоциации, объединения рыбаков Северного и Западного бассейнов, разделяя оценку Договора 2010 года депутатами Мурманской областной Думы, дополнительно настаивают на введении переходного периода в 15 лет для «Смежного участка» рыболовства, образованного в 1978 году и действующего по настоящее время, обеспечении режима наибольшего благоприятствования для научных исследований и мониторинга за сырьевой базой рыболовства, принятии единых правил, мер регулирования рыболовства и гармонизированных контрольных проверок рыбопромысловых судов в море и мер наказания государством флага, доступа в традиционные западные районы промысла, включая район Шпицбергена и ряд других.
Эти требования рыбаков были представлены в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, и они могут быть внесены в Приложение I Вопросы рыболовства Договора 2010 года.
Кроме того, в практических целях капитаны рыболовных судов, осуществляющих промысел рыбы и ракообразных (сидячих видов) в Баренцевом море, считают крайне необходимым определить, где в соответствии с Договором 2010 года линия разграничения является внешней границей 200-мильной исключительной зоны, а где она является внешней границей континентального шельфа России.
С вступлением в силу Договора 2010 года и окончанием переходного периода в 2 года для «Спорного района» (координаты которого отсутствуют), как это определено в Приложении I, отечественные рыбаки потеряют рыбопромысловый район площадью около 60 тыс.кв.км, расположенный восточнее границы полярных владений России и который по Договору отходит к Норвегии. Промысел в этих районах будет возможен только с разрешения норвежских властей и на их условиях.
Также с вступлением в силу Договора 2010 года под юрисдикцию Норвегии в завуалированной форме отходит обширный морской рыбопромысловый район площадью около 240 тыс. кв. км, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 года, где промысел морских живых ресурсов будет возможен только с разрешения норвежских властей и на их условиях.
Таким образом, Договор 2010 года создает реальную угрозу потерь для отечественного рыболовства западных районов Баренцева моря общей площадью около 300 тыс.кв.км, где ежегодная добыча составляет 320-460 тыс. тонн (трески, пикши, окуня, палтуса, зубаток и других видов); стоимость продукции первого предъявления оценивается 15-20 млрд. рублей в зависимости от ассортимента сырья.
Дополнительно представители ассоциаций, объединений рыбаков Северного и Западного бассейнов обращают внимание на отсутствие аутентичности текстов русского и норвежского вариантов Договора, что в перспективе приведет к конфликтам.
Помимо вопросов рыболовства, Договор 2010 года регулирует также вопросы добычи углеводородных ресурсов на шельфе Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Согласно Договору 2010 года ряд месторождений углеводородных ресурсов на южной части шельфа Баренцева моря вблизи побережья, таких как газовое - «Свод Федынского», расположенный в южной части «Смежного участка», разделяется линией разграничения примерно поровну между Россией и Норвегией. А это деление запасов, по оценке российских ученых, в объеме 5,8 трлн. куб. м, что на 2 трлн. куб. м. больше Штокмановского месторождения. По последним данным «Арктикморнефтегазразведки», запасы углеводородов в этом районе исчисляются в 7 трлн. 481 млрд. условного топлива. Исходя из положений Договора 2010 года (Приложение II Трансграничные месторождения углеводородов), такие пограничные месторождения должны разрабатываться на условиях кооперации российскими и норвежскими компаниями. В случае же разграничения шельфа по границе полярных владений эти крупнейшие месторождения углеводородных ресурсов находились бы на российском шельфе Баренцева моря, которое круглогодично свободно от льда и находятся вблизи побережья Кольского полуострова.
В целом необходимость договорно-правовой базы разграничения 200-мильных экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море и западной части Северного Ледовитого океана востребована. Вместе с тем реализованное Договором 2010 года разграничение ведет к неоправданным уступкам России площадей континентального шельфа и 200-мильной экономической зоны в пользу Норвегии, отказу России от прав, представленных ей положениями Договора о Шпицбергене 1920 года, экономическим потерям, прежде всего в области рыболовства.
По итогам состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют:

Президенту Российской Федерации
Рассмотреть правовую основу и механизм принятия решений исполнительной властью относительно целевых установок и контроля за их реализацией при проведении международных договоренностей, имеющих национальное значение, включая привлечение и участие в этом процессе представителей субъектов Российской Федерации, бизнес-сообщества, специалистов, ученых и широкой общественности.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
1. Довести настоящие Рекомендации до сведения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти и законодательной власти приморских субъектов Северо-Западного Федерального округа России;
2. Поручить Комитету по международным делам, Комитету по безопасности и Комитету по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы провести подготовку в преддверии ратификации Договора 2010 года открытых парламентских слушаний о соответствии национальным экономическим интересам Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
3. Принять соответствующее Заявление при ратификации, отражающее позицию России в отношении понимания ряда положений Договора 2010 года в части, касающейся Договора о Шпицбергене 1920 года, 200-мильной «рыбоохранной зоны» и доступа отечественного рыболовного флота в западные традиционные районы Баренцева моря, включая морской район, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 года.

Правительству Российской Федерации
1. Выполнить до ратификации независимую лингвистическую экспертизу русского и норвежского текстов Договора 2010 года с привлечением для этого соответствующих специалистов, владеющих специальной рыболовной терминологией.
2. Осуществить анализ предлагаемых рыбацким сообществом поправок в Приложение I Вопросы рыболовства Договора 2010 года и поручить соответствующим ведомствам согласовать их с норвежской стороной для внесения в текст Приложения I Вопросы рыболовства Договора 2010 года.
3. Провести соответствующие мероприятия в части отмены и принятия нормативно-правовых документов в условиях вступления в силу Договора 2010 года, обеспечивающих ритмичную работу отечественного флота в западных традиционных районах Баренцева моря и в районе Договора о Шпицбергене.
4. Осуществить до вступления в силу Договора 2010 года картографическое (в соответствующих координатах) нанесение внешней границы 200-мильной исключительной экономической зоны и внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Баренцевом море и в западной части Северного Ледовитого океана, исходя из соответствующих положений Договора 2010 года, нормативно-правовых документов Российской Федерации по данному вопросу, которыми должны руководствоваться капитаны рыболовных судов при осуществлении промысла морских живых ресурсов в Баренцевом море и в районе, подпадающим под действие Договора о Шпицбергене 1920 года.

Фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации»
1. Информировать о настоящих Рекомендациях все фракции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Подготовить соответствующее Заявление относительно ратификации Договора 2010 года с учетом итогов слушаний «круглого стола».
3. Довести Заявление до широкой общественности, особенно приморских регионов, ассоциаций, объединений рыбаков Северного и Западного бассейнов.

 

Поделиться: