15:4602.03.11

Владимир Софьин: «Разрабатывать отдельную долгосрочную целевую программу по ликвидации тарифных дисбалансов в сфере ЖКХ Мурманской области нецелесообразно»

Владимир Софьин: «Разрабатывать отдельную долгосрочную целевую программу по ликвидации тарифных дисбалансов в сфере ЖКХ Мурманской области нецелесообразно»

Как мы уже сообщали, сегодня в Мурманской областной думе прошло заседание координационного совета представительных органов местного самоуправления, на котором рассматривался вопрос выполнения рекомендаций по итогам прошлогодних депутатских слушаний на тему: «О ситуации в сфере энергоснабжения в ЖКХ. Причины системного кризиса неплатежей в жилищно-коммунальной сфере. Энергосбережение и энергетическая эффективность».
Базисным для открытия дискуссии на эту тему стал доклад Владимира Софьина (фото 1), заместителя министра энергетики и ЖКХ региона, который отчитался перед депутатами буквально по пунктам ноябрьского 2010 года протокола парламентских слушаний.
«По вопросу целесообразности разработки отдельной долгосрочной целевой программы по ликвидации тарифных дисбалансов в сфере ЖКХ Мурманской области и последующего финансирования соответствующих мероприятий, - начал Владимир Владимирович. - Рабочей группой, которая была сформирована региональным правительством, куда входят помимо Министерства энергетики и ЖКХ, Министерство финансов, управление по тарифному регулированию, Минэкономразвития и с февраля 2011 года - представители ООО «КРЭС-Альянс», было принято решение о том, что разрабатывать такую программу нецелесообразно. В связи с тем, что цели и задачи предлагаемой новой программы уже сформулированы в ряде действующих документов. В законе об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены средства для проведения мероприятий в сфере ликвидации тарифных дисбалансов. Утверждена методика расчета субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Не хочется плодить много программ с целями и задачами, которые могут быть несопоставимы, мы их не сможем агрегировать правильным образом. Поэтому на последнем совещании была достигнута договоренность о том, что в существующую Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области мы включим ряд мероприятий в виде отдельной подпрограммы с корректировкой на выравнивание разницы между утвержденными и экономически обоснованными тарифами. Причины таких дисбалансов лежат на поверхности, из них и сформулированы цели долгосрочной целевой программы. Это повышение эффективности систем тепло-, электро-, водоснабжения, вывоза ТБО и уход от разрывов, связанных с разницей тарифов, а также - борьба со сверхнормативными потерями, оптимизация режимов потребления и т.д. Кроме того, в этой же программе заложен механизм формирования нормативно-правовой базы Мурманской области. Это принятый депутатами областной думы закон «О государственно-частном партнерстве», рассматриваемый ими закон «О поддержке инвестиционной деятельности», льготном налогообложении стратегических инвесторов.
Мы, конечно, понимаем, что данная программа хоть и сформирована, но в ней нет четких механизмов инвестирования и финансирования проектов. Сейчас они обозначены одной строкой - «внебюджетное финансирование». Этим будет заниматься либо частный инвестор, либо концессия на основе государственно-частного партнерства, либо это будет федеральное финансирование. В любом способе данную программу можно будет переконфигурировать, и в каждом мероприятии прописать конкретное финансирование.
Что касается организации работы по проведению комплексного анализа тарифных дисбалансов для определения необходимого объема средств на их ликвидацию, то хотелось бы отметить, что в настоящее время управлением по тарифному регулированию по утвержденной нормативно-правовой базе установлены тарифы всем энергоснабжающим организациям. По расчетам планируемые убытки в 2011 году составят 1 млрд 257 млн рублей, в том числе по мазутным котельным, которые по топливному балансу составляют около 82%, - 927 млн рублей, по электрокотельным - более 320 млн рублей.
Продолжается работа по определению планируемых объемов услуг, оказанных населению, с целью уточнения планируемых убытков энергоснабжающих организаций. Пусть не в полной мере, но убытки прошлых лет управлением по тарифному регулированию также закладываются в тарифы, согласно действующему законодательству.
Минэнергетики региона и управление по тарифному регулированию направили запросы по этой системной проблеме в Минэнергетики РФ и Минрегионразвития РФ, где позднее состоялись консультации. Мы напомнили о том, что тарифы в коммунальной сфере регулируются, а цены на мазут и электроэнергию не подлежат регулированию. Выводы были сделаны такие же, как и на прошлогодних парламентских слушаниях в областной думе: региону нужно иметь комплексную и в то же время адресную программу по работе с конкретными объектами и территориями по модернизации объектов генерации, сетей, по которым поставляется ресурс.
По вопросу формирования тарифов на сжиженный газ - долгосрочных моделей с 3-х-5-летним периодом регулирования. К сожалению, федеральное законодательство не позволяет на территории Мурманской области устанавливать такие тарифы, потому что в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ № 129-Р2 2007 года, розничные цены устанавливаются сроком на 1 год.
По вопросу предоставления ОАО «Мурманоблгаз» бюджетных кредитов для приобретения и транспортировки сжиженного газа. Минфин региона говорит о том, что сегодня отсутствуют законные основания для предоставления таких кредитов в связи с внесёнными изменениями в Бюджетный кодекс в части предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам только для целей закупки и доставки топлива - за счет средств субъектов РФ на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с ограниченным сроком завоза груза. Изменения действуют до 1 января 2013 года.
«Мурманоблгаз» из-за отсутствия магистралей газотрубопровода транспортировку сжиженного газа не осуществляет. По данным бухгалтерского баланса за 1 полугодие 2010 года «Мурманоблгаза», при регулировании цен на 2011 год размер дебиторской задолженности превышает кредиторскую более чем в 2,4 раза. Что указывает на слабую работу предприятия по возврату дебиторской задолженности. Затраты на обслуживание кредита лягут дополнительными выплатами на население, так как будут отнесены на себестоимость реализуемого газа.
По вопросу информирования населения Мурманской области о ходе реформы ЖКХ. Ранее она проводилась слабо, поэтому в этом году мы активно используем в данных целях СМИ - даем разъяснения и отвечаем на вопросы через областное радио, проводим еженедельные брифинги. В областной газете «Мурманский вестник» со следующей недели будет открыта специальная рубрика. На сайте Минэнергетики и ЖКХ тоже открыта специальная рубрика, предусматривающая ответы на вопросы северян. В каждом муниципалитете определен ответственный по организации обратной связи с населением в области ЖКХ. К сожалению, как жалуются граждане, по указанным телефонам жителям муниципальных образований сложно дозвониться, а если дозвонятся, то не могут получить квалифицированный ответ. Сейчас мы разрабатываем медиа-план по информированию населения. Просим муниципалитеты принять участие в его формировании».
Далее в повестке дня стояли выступления руководителей ОАО «КРЭС-Альянс» и ОАО «Колэнергосбыт». Об этом мы расскажем позднее.

Поделиться: