15:1715.03.11

В энергетике создаётся гибрид рынка с госконтролем?

В энергетике создаётся гибрид рынка с госконтролем?

Государство, последние годы рьяно желавшее поставить электроэнергетику на рыночные рельсы, теперь, после полной либерализации энергорынка для бизнеса и внушительного числа «новинок» в отрасли, с не меньшим энтузиазмом пытается удержать рост цен для конечных потребителей. Более того, власти заявляют о необходимости усиления государственного контроля в электроэнергетике.
Как мы уже сообщали, в прошлую пятницу президент России Дмитрий Медведев на президиуме Госсовета решил взбодрить «расслабившихся» после реформы электроэнергетиков. «Почему-то возникло ощущение, в том числе у руководства, что теперь этот рост (цен. - «ИФ») может определяться спросом и предложением без какого бы то ни было государственного влияния, при том, что у нас электроэнергетика остается регулируемой отраслью», - обратился президент к чиновникам и энергетикам.
Как сообщает «Интерфакс», флагманской темой президиума стал вопрос о причинах роста цен для потребителей и мерах по их сдерживанию. Наряду с уже обсуждавшимися ранее предложениями Дмитрий Медведев неожиданно затронул и скорейшее привлечение в распредсетевой комплекс частных инвесторов, а также усиление роли потребителей электроэнергии в разработке правил игры на энергорынке.
Рост цен как угроза экономике. Проблема резкого роста конечных цен на электроэнергию, который наблюдается с начала текущего года, обсуждается уже не первый раз и теперь уже - на самом высоком уровне. В своем выступлении на президиуме Госсовета, посвященного развитию отрасли, президент РФ привел примеры «вызывающего» увеличения цен на электроэнергию и выразил опасение, что дальнейший рост может затормозить экономическое развитие страны.
«Реальной угрозой нашего экономического роста стало увеличение цен на электроэнергию. Это реальная угроза», - сказал он, отметив, что начиная с 2000 года тарифы на электроэнергию выросли более чем в три раза.
По мнению главы государства, такая ситуация в отрасли была вызвана, в том числе, «расслабленностью» энергетиков в постреформенное время, а решением проблемы должно стать усиление госконтроля в электроэнергетике. «Так не годится. Поэтому я хотел бы, чтобы все понимали свое место в этом строю», - заявил Дмитрий Медведев.
Одновременно он призвал бизнес как потребителей электроэнергии к более
плотному участию в разработке путей развития отрасли и даже предложил увеличить число представителей покупателей в наблюдательном совете НП «Совет рынка», «а то это структура - фактически филиал Минэнерго, а задумывалась она в других целях». Партнерство призвано заниматься развитием российского энергорынка.
«Потребители фактически отстранены от ценообразования - это такая тусовка, междусобойчик, который в ценообразовании не участвует», - считает  Дмитрий Медведев.
При этом предложение президента прислушиваться к бизнесу в разработке «правил игры» в отрасли «не значит, что нужно обязательно прямо так и поступить». «Но это, что называется, потребности, которые идут от земли», - пояснил свою позицию президент.
Еще одной и, пожалуй, основной причиной скачка цен вновь был назван рост тарифов на передачу, а также сбыт электроэнергии. «Основное увеличение цены приходится на распределительные сети и сбыт», - сказал глава государства.
Ранее власти уже признавали, что рост цен на транспортировку в свою очередь был вызван переходом к RAB-регулированию услуг распредсетей. Этот метод тарифообразования основан на возвратности на многомиллиардные инвестиции, он несколько лет активно лоббировался государством как механизм модернизации сетевого комплекса РФ, а теперь ударные темпы перехода на новое тарифное регулирование вызывают у властей лишь критику и обвинения в росте цен.
Присутствовавший на заседании вице-премьер Игорь Сечин, который курирует отрасль в правительстве, отметил, что рост цен на распределение электроэнергии - это результат в первую очередь «регионального фактора», и на него приходятся 60% нагрузки на цену. Для решения этой проблемы Игорь Сечин предложил ввести в региональные тарифные органы представителей Федеральной антимонопольной службы и «Совета рынка».
«Нам представляется, что было бы возможно проработать вопрос более плотной координации. Рассмотреть возможность внедрения туда представителей ФАС, «Совета рынка», с участием ФСТ», - заявил вице-премьер.
«Давайте это сделаем, не вопрос», - ответил Дмитрий Медведев.
Наряду с ранее уже звучавшими из уст государства мерами по сдерживанию цен - пересмотр стоимости мощности генераторов, работающих в вынужденных режимах, сглаживание тарифов сетевых компаний - президент также назвал отмену платы за излишний резерв мощностей, нормативы которых достались современной электроэнергетике в наследство от советских времен.
Нужна ли конкуренция в распредсетях. Однако гораздо более неожиданным прозвучало высказывание главы государства по поводу скорейшего привлечения частных игроков к управлению распредсетевым комплексом и даже к приватизации компаний, подконтрольных «Холдингу МРСК».
«Хотел бы особо подчеркнуть, к тому же меня об этом постоянно просят руководители субъектов Федерации, должна произойти, наконец, передача в управление или приватизация региональных распределительных компаний, которые находятся под контролем «Холдинга МРСК», - заявил президент, полагая, что такая мера может способствовать сдерживанию роста цен на электроэнергию.
Неожиданность такого заявления заключается в том, что ранее и сам холдинг, и Минэнерго высказывались за продление до 2015 года моратория на приватизацию распредсетей, действие которого по законодательству закончилось с 2011 года. Правда, стоит отметить, что «Холдинг МРСК» все еще в поиске путей дальнейшего развития и в числе возможных перспектив называл и приватизацию, и передачу в управление зарубежным инвесторам, и переход на единую акцию.
«Нужно определиться, что нам делать - нужна ли конкуренция в распределении. Но опять же мы не должны это все затягивать. Я общался с коллегами - губернатором Петербурга, другими - у них эта проблема сверхназревшая, перезревшая просто», - посетовал президент, отметив, что этот вопрос требует скорейшего решения.
«Нужно действовать, а не спать, потому что наши тарифы растут, а мы наблюдаем за этим процессом», - сказал президент России.
Однако к вопросу приватизации распредсетей более осторожно подошла министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. Она отметила, что это спорный вопрос - «нужно ли там иметь конкуренцию, если при этом мы дублируем ряд издержек». «Вопрос приватизации можно было бы решать, в том числе проведя эксперимент по тому, чтобы часть сетевых компаний передать в управление частным компаниям», - сказала министр. «После этого опыта уже решать, нужно приватизировать или не нужно приватизировать, и определиться, нужна здесь конкуренция или не нужна»,- сказала Эльвира Набиуллина.
При этом, по ее мнению, конкуренция в распредсетевом комплексе должна повлечь за собой «абсолютную прозрачность» компаний, «должно быть эффективное регулирование, эффективный менеджмент».
И генераторам досталось. В ходе президиума Госсовета Дмитрий Медведев не обошел стороной и популярную тему неисполнения инвестпрограмм генкомпаниями. На этот раз поименного оглашения «двоечников» не было, зато иностранные инвесторы по традиции были названы в числе «отличников».
«По той информации, которая у меня есть, далеко не все запланированные (на 2011 год. - «ИФ») объекты будут введены в строй, это большое количество объектов ОГК и ТГК, которые принадлежат различным инвесторам. По всем из них идет отставание», - заявил глава государства. По мнению президента, отсрочки реализации инвестпроектов в ряде случаев могут быть вызваны объективными причинами, «но где-то это связано с восприятием основными инвесторами этих задач».
«Они считают, что это вторичные задачи, что государство в очередной раз закроет глаза на это и все простит», - считает глава государства. Первоначально, по его словам, отсрочки были связаны с кризисом, когда были пересмотрены инвестиционные планы ОГК и ТГК, «еще что-то сделали потом».
«Если большинство считает принятую схему размещения объектов электроэнергетики (до 2030 г. - «ИФ») неправильной и ратует за пересмотр этой схемы, то мы ее поменяем, но принятые обязательства должны исполняться - и государством, и бизнесом», - настаивает глава государства.
«Почему иностранцы, которые тоже у нас сидят в этих объектах (генкомпаниях. - «ИФ»), все делают в срок - там что, кризиса не было?» - недоумевает Дмитрий Медведев.
Генкомпании, опрошенные «Интерфаксом», предпочли не комментировать заявления президента, а отчитываться о масштабных инвестиционных планах.
Подконтрольная итальянскому Enel ОАО «Энел ОГК-5» в 2011 году планирует ввести новые блоки на Среднеуральской и Невинномысской ГРЭС по 410 МВт каждый (ранее их ввод планировался на 2010 год, но был перенесен).
«Фаза строительства практически завершена, основное оборудование смонтировано, готово к введению в эксплуатацию и началу выработки электроэнергии. Новые прогнозы по датам пуска связаны с процедурой получения разрешений: компания сейчас завершает подготовку всей необходимой разрешительной документации», - заявила «Интерфаксу» пресс-секретарь генерирующей компании Мария Зонова.
В еще одной подконтрольной иностранному инвестору (германскому E.On) компании - ОАО «ОГК-4» - «Интерфаксу» сообщили, что реализация инвестпрограммы идет с четким соблюдением принятых сроков. «В завершающей стадии, стадии горячей пуско-наладки находятся три объекта нового строительства ОГК-4 - на Яйвинской ГРЭС и Сургутской ГРЭС-2, суммарной мощностью 1200 МВт», - сказала пресс-секретарь генкомпании Анна Мартынова. Блоки будут введены в строй по плану - в июне и августе-сентябре 2011 года.
Представитель генкомпании также напомнила, что в 2010 была пущена ПГУ мощностью 400 МВт Шатурской ГРЭС.
Получить комментарий крупнейшего игрока отрасли - «Газпром энергохолдинга», владеющего ОАО «ОГК-2», ОАО «ОГК-6», ОАО «ТГК-1» и ОАО «Мосэнерго» (ТГК-3) - «Интерфаксу» не удалось. Хотя когда-то именно «Газпром» в числе первых просил государство оптимизировать инвестпрограммы своих генкомпаний с поправкой на кризис.
Представитель другого участника рынка, также владеющего значительными мощностями (ОАО «ТГК-5», ОАО «ТГК-6», ОАО «ТГК-7», ОАО «ТГК-9») - «КЭС-Холдинга» - сообщил «Интерфаксу», что в 2011 году КЭС планируют ввод двух крупных энергетических объектов. Это новый блок на Сызранской ТЭЦ 235 МВТ и ПГУ мощностью 124 МВт на Пермской ТЭЦ-6. «Таким образом, инвестиционная программа холдинга вступила в активную фазу, с учетом этих проектов в ближайшие 3 года мы планируем ввести порядка 1400 МВт новой мощности, а до 2017 года - в общей сложности 3 тысяч МВт», - сообщила представитель компании Надежда Рукина.
В ОАО «ОГК-3» замечания президента считают «вполне справедливыми и обоснованными». «В ОГК-3 своевременное завершение собственных инвестпроектов считают задачей под номером один», - заявил «Интерфаксу» пресс-секретарь компании Максим Радецкий.
«Вместе с тем, несовершенство существующей в России модели строительства энергообъектов «под ключ», необязательность банковских гарантий, приводит к угрозам срыва установленных правительством сроков ввода объектов», - отметил собеседник агентства.
Столкнувшись с этим, ОГК-3 недавно вынуждена была расторгнуть договор с EPC-подрядчиком (ЗАО «Энергопроект») строительства 3-го энергоблока Харанорской ГРЭС в Забайкалье. «Взяв на себя управление проектом, генкомпания уверена, что не допустит нарушений условий ДПМ (договора на предоставление мощности. - «ИФ»)», - заверяет ОГК.
В ОАО «Интер РАО ЕЭС», которое владеет и управляет рядом генерирующих активов РФ, в том числе крупнейшей генкомпанией ОАО «ОГК-1», заявляют, что в текущем году новых вводов на объектах холдинга не планируется. Все проекты исполняются вовремя, а в качестве примера собеседник агентства привел пуск в 2010 году новых 450 МВт Калининградской ТЭЦ-2 (совместный с «Газпромом» проект).
Как сообщалось, в августе 2010 года правительство РФ утвердило перечень обязательных инвестпроектов в генерации электроэнергии. Эти объекты включены в договоры на предоставление мощности (ДПМ), которые фиксируют обязательства инвесторов по вводу новых мощностей, а также гарантируют спрос на такие мощности.
Всего ОГК и ТГК должны в рамках ДПМ ввести 28 ГВт до 2017 года, сообщает «Интерфакс».

Поделиться: