09:5016.03.11

«Северная специфика» крайне недостаточно учитывается в законодательных актах и программных документах, регулирующих вопросы здравоохранения

«Северная специфика» крайне недостаточно учитывается в законодательных актах и программных документах, регулирующих вопросы здравоохранения

Вчера состоялось расширенное заседание комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, на котором обсуждался вопрос о ходе реализации региональных программ развития здравоохранения и его модернизации в рамках национального проекта «Здоровье» в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Открывая заседание, председатель комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев предложил обсудить вопросы, определенные в качестве задач региональных программ модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы для достижения цели улучшения качества и обеспечения доступности медицинской помощи населению. При этом особое внимание, по мнению главы комитета, следует уделить вопросам, отражающим специфику сферы здравоохранения в северных регионах, на Дальнем Востоке, в частности на проблемы финансирования этой сферы. Александр Матвеев привел примеры, что на здравоохранение в Якутии, размеры которой в десятки, а то и в сотни раз превышают другие регионы, выделяются такие же средства, как в Тульской и Воронежской областях. Не учитываются ни расстояния, ни климат, ни условия жизни, ни стоимость затрат в северных территориях.
Как отметил сенатор, два года, на которые рассчитано действие программ, являются переходным периодом к страховой медицине. И это время надо использовать на выравнивание субъектов в отношении системы здравоохранения, для того, чтобы у всех россиян вне зависимости от места их проживание был доступ к качественному и своевременному медицинскому обслуживанию. Этим проблемам комитет СФ по делам Севера и малочисленных народов уделяет постоянное внимание, члены комитета хорошо знакомы с ситуацией на местах, сообщил Александр Матвеев.
Система медицинской помощи населению Севера требует особого подхода в связи с суровым климатом, большей уязвимостью природы и самого человека, низкой плотностью населения, огромными территориями, большой удаленностью поселений друг от друга и от административных центров, особенностями жизни коренных малочисленных народов, крайне слабым развитием транспорта и связи, подчеркнул сенатор. Все это требует значительно больших, чем в других регионах страны, затрат на планируемые мероприятия по модернизации здравоохранения. При этом многие северные территории являются высокодотационными и депрессивными, не имеют собственных средств не только для развития здравоохранения, но и его поддержания на существующем уровне.
Глава комитета напомнил также, что этому направлению работы федеральная власть отводит особое место в своей деятельности. Высшее руководство страны заявило об основных приоритетах при модернизации здравоохранения, в числе которых как раз повышение качества и доступности медицинской помощи во всех регионах страны. Эту задачу и должны решить региональные программы. А население убедится в их эффективности только в том случае, если реальные улучшения будут видны на примере каждой российской семьи.
В дискуссии приняли участие сенаторы, представители Минздравсоцразвития России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, органов государственной власти ряда северных регионов, учреждений здравоохранения, профсоюзных и общественных организаций.
С докладом выступила заместитель директора департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития Елена Скачкова.
Усилия последних пяти лет способствовали росту рождаемости, снижению смертности населения Российской Федерации и, как следствие, росту ожидаемой продолжительности жизни. Однако, несмотря на это, доля трудоспособного населения продолжает снижаться, что требует активизации мероприятий по сохранению жизни и здоровья трудящихся граждан, детей и пожилых, снижению смертности от заболеваний. Эта проблема особенно остро стоит в ходе реализации региональных программ модернизации здравоохранения в северных территориях. Мероприятия программ должны быть направлены на модернизацию инфраструктуры медицинских учреждений, создание комфортных условий лечения больных, улучшение оснащенности учреждений. Только при этом учреждения смогут внедрить федеральные стандарты медицинской помощи и добиться существенного изменения самой системы оказания медицинских услуг.
Говорилось и о необходимости решить проблему обеспечения медицинскими кадрами в муниципальных образованиях северных территорий, особенно отдаленных. Отмечалось, что она в полтора-два раза ниже, чем в среднем по региону, ниже и оплата труда медработников, хуже решаются вопросы обеспечения их жильем. В результате показатели заболеваемости там значительно выше. Вместе с тем, заметила Елена Скачкова, до сих пор из региональных программ неясно, как тот или иной субъект Федерации будет отвечать за качество медицинских услуг. Регионы сетуют на недостаточность финансирования, оборудования, лекарственного обеспечения, нехватку кадров на Севере, особенно в фельдшерско-акушерском составе, нерешенность предоставления медицинского обслуживания в малонаселенных местностях - о них в региональных программах не сказано ни слова, подчеркнула Елена Скачкова.
Заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Светлана Карчевская в своем выступлении остановилась на вопросах правоприменительной практики федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», необходимости совершенствования финансовых механизмов, предусмотренных для реализации закона. Медицина, как ни одна другая отрасль социальной сферы, не должна быть привязана ни к границам муниципального образования, ни к границам субъекта РФ: деньги должны «идти» за пациентом в то медицинское учреждение, где он получает наиболее качественную медицинскую помощь. Обязательное медицинское страхование и призвано выровнять качество медицинской помощи в субъектах РФ.
Как уточнялось во время дискуссии, в течение двух лет реализации региональных программ государство намерено «подтянуть» материально-техническую базу медицинских учреждений до надлежащего уровня. Еще одно направление, которое будет финансироваться в рамках региональных программ модернизации здравоохранения, - это информатизация, организация телемедицинских технологий, электронный полис ОМС. И третье направление - это все, что связано с выполнением стандартов медицинской помощи: важно не только поставить хорошее оборудование, но и осуществлять грамотное лечение, а также обеспечить лечебный процесс медикаментами в необходимом объеме.
Принявший участие в работе заседания заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров высказал мнение, что большинство проблем с региональными программами - «дело рук Минздравсоцразвития». Министерство должно было разослать в регионы макеты этих программ: с указанием критериев, показателей, которых надо достичь и т.д., считает он. Кроме того, подчеркнул вице-спикер СФ, нужно помнить о поставленной задаче возведения в регионах высокотехнологичных центров по оказанию специализированной медицинской помощи. Субъекты, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, заинтересованы в том, чтобы население могло получить качественную медицинскую помощь на самом современном уровне, не покидая региона. Поэтому и не хватает средств на зарплату медперсонала и содержание медицинских учреждений в малонаселенных и отдаленных местностях. Сокращается и коечный фонд в местных больницах, ведь чем меньше выделяется средств, тем меньше больных способно принять медучреждение. Решение этой проблемы, считает сенатор, нельзя возлагать только на региональные власти и органы местного самоуправления - здесь обязан помочь федеральный центр, и Минздравсоцразвития должно учитывать интересы северных территорий.
В принятом по итогам заседания решении указано, что достижение целей региональных программ модернизации здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи - возможно только в том случае, если в реализации и финансировании этих программ на региональном и федеральном уровнях будут учитываться специфические особенности развития и функционирования здравоохранения в северных условиях. Эта «северная специфика», по мнению участников заседания, крайне недостаточно учитывается в законодательных актах и программных документах, регулирующих вопросы здравоохранения. В документе содержатся соответствующие рекомендации в адрес правительства РФ, Минздравсоцразвития РФ, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, имеющих в своем составе районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

 

 

 

Поделиться: